Новости

Штурмовая авиация Второй Мировой Войны - штурмовая авиация Великобритании

Штурмовая авиация Второй Мировой Войны - штурмовая авиация Великобритании

     Как уже отмечалось выше, в предвоенные годы англичане вообще не уделяли внимание развитию штурмовой авиации. Вернее, раскиданный по бескрайним просторам Британской Империи огромный арсенал авиатехники, представлял собой сборную солянку устаревших бипланов, которые при несложных модернизациях могли выполнять функции разведчиков, легких бомбардировщиков или штурмовиков. Яркими представителями этого класса машин было семейство многоцелевых самолетов фирмы «Hawker», выпущенных в 20-30-е годы в огромных количествах. Базовой конструкцией был двухместный биплан «Нart» - типичный представитель своего времени.
 
Hawker «Нart»
 
Стараясь поддержать удачную конструкцию на современно уровне, специалисты фирмы «Hawker» в начале 30-х годов разработали на его основе целую серию функционально близких машин такого же типа с различными двигателями и составом вооружения – «Hartbeest», «Hardy», «Hector», «Audax», «Demon», «Hind».
 
Hawker «Hector»
 
Легкий бомбардировщик Hawker «Hind»

Многоцелевой самолет взаимодействия с армией Hawker «Demon»
 

 Они успешно справлялись со своими обязанностями в локальных конфликтах в предвоенные годы, поддерживали британскую корону в многочисленных английских колониях и застали начало 2-й Мировой войны. Правда, к тому времени даже консервативные англичане уже прекрасно сознавали, что боевая ценность этих раритетов близка к нулю и старались держать их подальше от мест, где стреляют.

 Не обошла англичан стороной и мода второй половины 30-х годов на легкие одномоторные бомбардировщики. Хотя, правильнее было бы сказать, что именно англичане стали родоначальниками этой моды. И, как это часто бывает, некорректное, но логически оправданное техническое решение англичан, традиционно являющимися законодателями моды в области вооружений, послужило поводом для подражания во всем мире.

 В начале 30-х годов англичане, справедливо полагая, что состоявшие на вооружении многоцелевые бипланы Hawker «Нart», в ближайшее время выйдут в тираж по причине стремительного устаревания, разработали спецификацию Р.27/32, согласно которой предполагалось, сохранив общую концепцию биплана «Нart» - легкого самолета взаимодействия с наземными войсками, значительно улучшить летные данные, перейти на монопланную схему, применить убирающиеся шасси и закрытый бомбоотсек. В конкурсе по данной спецификации приняли участие восемь авиастроительных компаний, в результате в финал вышли два проекта.

 Первый – фирмы «Armstrong Whitworth», представившей проект легкого одномоторного бомбардировщика A.W.29.

Опытный легкий бомбардировщик «Armstrong Whitworth» A.W.29

 

 Конструкция для 1934 года была довольно передовой – закрытая кабина пилота и башенная пулеметная установка стрелка радиста, убирающиеся шасси, внутренняя загрузка бомб суммарная масса которых могла достигать 1000 фунтов, то есть 454 кг. Вооружение оставалось легким – два пулемета Виккерс, один из которых был синхронным, установленным между цилиндрами 870-сильного радиального двигателя Armstrong Siddeley «Tiger» VIII, второй в башне стрелка. Какая-либо бронезащита у самолета отсутствовала.

 После проведенных испытаний бомбардировщик A.W.29 уступил по своим данным конкуренту – второму финальному проекту от фирмы «Fairey», получившему внутрифирменное обозначение «Type B», который после ряда доработок был запущен в серию под именем «Battle».

Легкий бомбардировщик Fairey «Battle»

 

 Легкий бомбардировщик Fairey «Battle» представлял собой трехместный одномоторный моноплан. Теоретически «Battle» допускал бомбометание с пикирования, для чего четыре небольших крыльевых бомбоотсека были оснащены телескопическим устройством для выноса бомб, но вероятно этой способностью в бою никогда не пользовались. Каких-либо устройств воздушного торможения кроме закрылков «Battle» не имел. Стрелковое вооружение было представлено двумя пулеметами винтовочного калибра – передним, расположенным в правой консоли крыла – лицензионным Браунингом и вторым – Vickers-GO – на оборонительной турельной установке в задней части кабины. Позднее, уже во время войны, чтоб хоть как-то минимизировать полную боевую беспомощность бомбардировщиков перед истребителями Люфтваффе, добавили еще один пулемет в вырезе нижней части фюзеляжа. Суммарная бомбовая нагрузка составляла 454 кг, правда ассортимент применяемых боеприпасов ограничивался только двумя калибрами бомб – 250 фунтовыми или 500 фунтовыми, что, конечно, сужало сферу его применения. В перегрузку на внешних узлах «Battle» мог поднять еще две бомбы по 113.5 кг.

 На момент своего появления бомбардировщик, развивая скорость около 400 км/ч, мог рассчитывать на относительную неуязвимость при встрече с современными ему истребителями-бипланами. Но ко времени оснащения новыми машинами первых боевых эскадрилий истребители-бипланы были уже анахронизмом и «Battle» мгновенно устарел. Правда осознание этого у командования RAF произошло уже после начала боевых действий 2-й Мировой войны. Тихоходные машины, не имевшие никакой брони, становились легкой добычей Мессершмиттов. Особенно чудовищные потери понесли эскадрильи «Бэттлов» в ходе французской компании 1940 года. К моменту начала немецкого блицкрига английский экспедиционный корпус во Франции насчитывал четыре эскадрильи этих машин. За два с небольшим месяца боевых действий потери этих бомбардировщиков составили 230 самолетов. Учитывая штатную численность эскадрильи RAF в 15 самолетов, нетрудно посчитать, что каждая эскадрилья почти полностью сменила матчасть 4 раза! Особенно впечатляющим был разгром большой группы бомбардировщиков «Battle» 14 мая 1940 года под Седаном. Немецкие истребители буквально растерзали группу из 62 английских бомбардировщиков, сбив 35 из них. После французской бойни «Бэттлы» начали выводить из боевых частей и до конца 1940 года в частях первой линии этих самолетов уже не осталось.

 Огромные потери в тактической авиации в ходе французской кампании 1940 года заставили англичан искать нестандартные подходы к реализации самолета поля боя. Как правило, это были импровизированные инициативы местного командования. Одной из таких импровизаций явился легкий штурмовик на базе многоцелевого легкого самолета Westland «Lysander». Еще на стадии проектирования в конце 30-х годов «Lysander» предполагалось использовать для поддержки собственных наземных войск, для чего на обтекателях шасси монтировались небольшие крылышки, на которые можно было подвесить по шесть мелких девятикилограммовых бомб, либо две бомбы по 51 кг, либо одну 113.5-килограммовую. Стрелковое вооружение состояло из одного – двух курсовых пулеметов Браунинг калибра 7.7 мм, расположенных в обтекателях шасси и шкворневого оборонительного пулемета Льюис или Виккерс-К. 

Самолет взаимодействия с армией Westland «Lysander» Mk.II из 4-й индийской эскардирльи, действовавшей в Бирме в конце 1942 года.

Хорошо видны установленный на обтекателях шасси пилоны для мелких бомб и спаренный 7.7-мм пулемет Браунинг в задней кабине. 

 

 Когда в ходе боев во Франции эскадрильи бомбардировщиков «Battle» растаяли за считанные недели, англичанам пришлось бросить на наступающие немецкие колонны практически все, что у них было под рукой. В ход пошли и импровизированные штурмовики «Lysander», хотя было очевидно, что концепция такого штурмовика была заимствована из опыта 1-й Мировой войны и ни коим образом не отвечала реалиям 40-х годов. Естественно, «Лайсендеры» несли жестокие потери. Например, 4-я эскадрилья RAF с 10 по 23 мая выполнила 106 боевых вылетов, потеряв 11 машин и 18 членов экипажей.

 В ожидании немецкого вторжения на Британские острова, скорее от отчаяния, чем имея ввиду какую-либо внятную концепцию, из «Lysander» попытались создать противотанковый штурмовик, смонтировав на наружных кронштейнах по бортам фюзеляжа над стойками шасси пару 20-мм пушек «Hispano» Mk.I. Изначально боевая ценность такого рода импровизации представлялась сомнительной, тем не менее, было изготовлено 35 таких машин.

Штурмовая версия «Lysander» с парой 20-мм пушек Hispano Mk.I 

 

Когда угроза вторжения в Англию миновала, эти эрзац-штурмовики были отправлены на Ближний Восток, где их следы теряются. Едва ли они совершили хоть один боевой вылет по назначению.

 Повторно к концепции штурмовой авиации англичане вернулись лишь уже в разгар боев 2-й Мировой. В январе 1940 года фирма «Bristol» представила версию своего бомбардировщика «Blenheim», модифицированного для непосредственной поддержки войск. Проект "Тype 149CS" отличался от серийных бомбардировщиков «Blenheim» Mk.IV неостекленной носовой частью с батареей из четырех 7.7-мм пулеметов «Browning». Бомбовая нагрузка в 1000 фунтов сохранилась. Штурмовик получил обозначение «Bisley» Mk.I. Однако, в связи с тем, что к моменту готовности опытных машин боевые действия на континенте для Великобритании практически завершились, надобность в самолете непосредственной поддержке войск отпала. Кабину штурмана вернули на место, но передние пулеметы сохранили, сместив их на левый борт. Вскоре после начала серийного выпуска отказались от названия «Bisley», вернув старое - «Blenheim» Mk.V. Маловероятно, чтоб «Blenheim» хоть раз использовался для непосредственной поддержки войск, по крайней мере такую информацию найти не удалось. Довольно уязвимый как бомбардировщик, едва ли «Blenheim» - штурмовик мог достичь какого-либо успеха.

Опытный штурмовик-бомбардировщик Bristol «Bisley» Mk.I.

 

 Опоздавший к Битве за Британию новейший легкий двухмоторный перехватчик Westland «Whirlwind» неожиданно оказался весьма неплохим штурмовиком. Скоростной, маневренный и, главное, обладавший мощнейшим вооружением из четырех 20-мм пушек Hispano Mk.I, «Whirlwind» часто за неимением воздушных целей, занимался охотой за небольшими кораблями и баржами в Ла-Манше. По инициативе пилотов 263-й эскадрильи, летавшей на этих машинах, их оснастили подкрыльевыми подвесками для пары 250 или 500-фунтовых бомб. Превратившийся из перехватчика в истребитель-бомбардировщик, «Whirlwind» получил неофициальное имя «Whirlibomber» и в этом качестве с успехом применялся до конца 1943 года.

Перехватчик Westland «Whirlwind», нашедший себя в качестве противокорабельного штурмовика. 

 

 Еще более мощным штурмовиком оказался Bristol «Beaufighter». Так же как и «Whirlwind» изначально спроектированный как дальний двухмоторный истребитель сопровождения и перехватчик на базе торпедоносца-бомбардировщика «Beaufort», этот самолет взлетел незадолго до начала 2-й Мировой войны. В ходе боевых действий неожиданно выяснилось, что заложенный в конструкцию «Beaufighter» огромный потенциал, позволил сделать из истребителя поистине универсальную машину для штурмовых операций. Стандартное вооружение самолета составляла батарея из четырех подфюзеляжных 20-мм пушек «Hispano» Mk.I, позднее замененных на «Hispano» Mk.II. Кроме них в консолях крыла, как правило, устанавливались еще шесть 7.7-мм пулеметов Браунинг. Причем четыре пулемета монтировались в правой консоли крыла, а два - в левой. Еще один пулемет калибра 7.7 мм, как правило, «Vickers»-K, располагался на турели в кабине стрелка в хвостовой части фюзеляжа. Столь мощного вооружения на начало войны не имел ни один самолет в мире. 

Морской штурмовик Bristol «Beaufighter» Mk.VI –  с торпедной подвеской.

Морской штурмовик Bristol «Beaufighter» Mk.X.

 

 Первые Bristol «Beaufighter» моделей Mk.I и Mk.II, отличавшиеся двигателями, были прежде всего истребителями-перехватчиками, однако, когда стало очевидным, что воздушное наступление немцев на Великобританию закончилось, появился соблазн использовать мощнейшее вооружение самолета для патрульных функций над морем. К концу 1941 года стандартной версией Bristol «Beaufighter» стала модель Mk.VI, - которая в зависимости от решаемой задачи можно было отнести и к истребителям, и к морским патрульным самолетам, и к штурмовикам, и даже к торпедоносцам. Англичане придумали для него даже свой собственный класс - ITF - Interim Torpedo Fighter – торпедоносный истребитель «промежуточного класса» и неофициальное имя «Торбью» («Torbeau»). Cуммарная масса боевой нагрузки его впечатляла - помимо 18-дюймовой авиационной торпеды Мk.XII массой около 740 кг «Beaufighter» под крылья брал еще пару 113.5-кг бомб или восемь 25 или 60-фунтовых реактивных снарядов. В случае такой загрузки крыльевые пулеметы, как правило, снимались. Сферой применения «Бьюфайтеров» стали противокорабельные операции в Атлантике, Средиземноморье и Дальнем Востоке. Целями для них являлись не только транспорты, подводные лодки и небольшие корабли, известен случай, когда 24.8.1944 группа Бьюфайтеров из 236-й и 404-й эскадрилий RAF ракетно-пушечным огнем атаковала и потопила поврежденные в артиллерийском бою немецкие эсминцы Z-24 и Т-24 в устье реки Жиронды, недалеко от порта Ле-Вердон (Франция).

 В ходе атак небольших судов штурмовики «Beaufighter» были особенно эффективны. По свидетельству уцелевших немецких моряков в ходе ракетно-пушечно-пулеметного залпа Бьюфайтеров, с палуб кораблей буквально сносились все выступающие части. Особенно хороши были специализированные противокорабельные «Beaufighter» TF. Mk.X, оснащенные поисково-прицельным радаром Mk.VIII, смонтированными в носовом обтекателе. В марте 1945 года машины этой версии в течение 48 часов обнаружили и уничтожили пять немецких подводных лодок. На Тихом океане Бьюфайтеры действовали не менее успешно. Способные барражировать длительное время в одном районе, они использовались для засад на японские аэродромы в районах Новой Британии и Новой Ирландии. Небольшие группы штурмовиков «Beaufighter» подкарауливали момент, когда японские самолеты садились на аэродром после боевых вылетов, после чего наносили мощный штурмовой удар по аэродрому, а частенько и ввязывались в воздушный бой.

В целом, Bristol «Beaufighter» оказались весьма полезными и востребованными самолетами в составе RAF и Берегового командования. Общий объем их выпуска за годы войны составил около 6 тыс штук. Потери их были относительно не высоки, а урон, нанесенный противнику, весьма ощутим.

 Однако, специфика боевых действий, которые вели Королевские Воздушные Силы Великобритании в течение почти всей войны, не дала четкого ответа, на сколько хороши были бы «Beaufighter» в действиях над полем боя для поддержки собственных наземных армий. Бронезащита Bristol «Beaufighter» была достаточно умеренна и состояла из стандартных бронеперегородок, частично защищавших экипаж от атак истребителей противника. Протектирование бензобаков также было не полным. И, вероятно, при длительном нахождении над полем боя действия эскадрилий «Beaufighter» было бы не столь эффективным, а потери значительно ощутимее.

 Попытки RAF использовать истребитель-бомбардировщик de Havilland «Mosquito», имевший почти такое же, как и у «Beaufighter» наступательное стрелковое вооружение из четырех 20-мм пушек «Hispano» Mk.II и такого же количества 7.7-мм пулеметов «Browning» плюс ракетно-бомбовое вооружение суммарной массой до 2 тонн, для штурмовых операций в оккупированной Европе привели к неоправданно высоким потерям от огня малокалиберной зенитной артиллерии.

Наземная команда подвешивает 25-фунтовые ракеты под крыло штурмовика de Havilland «Mosquito»Mk.VI 

 

 Это заставило англичан выработать для «Мосси», выполнявших такие задачи вполне определенную тактику: быстрый подход к цели на бреющем полете, одна атака из стрелкового оружия с выпуском реактивных снарядов и сбросом бомб и столь же стремительный уход. Такие жалящие удары, особенно по немецким аэродромам были довольно эффективны. Попытки же действовать «не по предписанным правилам» приводили к очень ощутимым потерям среди эскадрилий «Mosquito». 22 февраля 1945 г. истребители-бомбардировщики «Mosquito»Mk.VI приняли участие в операции «Кларион» («Clarion»), дневном массированном ударе по коммуникациям, заводам и важнейшим узлам сопротивления немцев. Эта операция дорого обошлась эскадрильям. Вопреки распространенному мнению о том, что в 1945 г. «немец был уже не тот», именно в феврале - апреле 1945 г. истребители-бомбардировщики «Mosquito» понесли самые тяжелые потери. Подавляющее большинство сбитых самолетов в этот период приходится на зенитную артиллерию, концентрация которой на территории рейха была очень высокой. Надо полагать, что попытки применить «Mosquito» для штурмовки переднего края привели бы к еще большим потерям.

 К началу активных боевых действий в Европе для англичан и, в какой-то степени, для американцев стало очевидным, что для эффективной поддержки собственных войск с воздуха над передним краем нет ни специализированного самолета, ни оптимального вооружения для таких операций. Особенно остро стоял вопрос борьбы с бронетехникой противника. Пока немецкие танки и бронетранспортеры находились на марше, задача не казалась столь уж невыполнимой. Имея многократное численное превосходство в воздухе, союзники могли позволить себе утюжить дороги с войсковыми колоннами, поезда практически любыми воздушными средствами, способными нести бомбы, но при тесном контакте в бою вражеских войск со своими собственными, эта задача поставила союзную авиацию в тупик, который не удалось преодолеть до самого конца войны. Английские «Мосси» и «Бьюфайтеры», американские «ганшипы», в течение нескольких предыдущих лет успешно справлявшиеся со штурмовыми операциями, внезапно стали совершенно беспомощными, столкнувшись с хорошо эшелонированной системой ПВО 3-го Рейха. Единственным более или менее эффективным средством борьбы с наземными войсками немцев с лета 1944 года остались многочисленные истребители-бомбардировщики союзников, тактику применения и историю которых следует описать подробнее в следующей части.

 

© Аранов Е.Л.