Новости

Штурмовая авиация Второй Мировой Войны - история развития, вооружение, тактика и анализ применения

Штурмовая авиация Второй Мировой Войны - история развития, вооружение, тактика и анализ применения

Эта работа не просто содержит всеобъемлющее описание данного направления в авиации за указанный период, выводы и аргументы, которые приводит автор, заставляют по другому посмотреть казалось бы на установившиеся аксиомы и утверждения. Что немаловажно, работа написана легко и хорошо воспринимается.

Штурмовая авиация Второй Мировой Войны  - история развития, вооружение, тактика и анализ применения.

                                           Аранов Евгений Леонидович

 

 

 Понятие «штурмовая авиация» применительно к периоду 2-й Мировой войны охватывает большой ассортимент самолетов и тактик, объединенных одной задачей – нанесение урона сухопутным силам противника в ходе непосредственной поддержки собственных войск. Во время Второй Мировой войны штурмовые операции с воздуха первыми были освоены Германией, и СССР. Несколько позже Великобританией и США, в меньшей степени и другими воюющими странами. Разумеется, бомбардировщики любого типа так или иначе были призваны работать по наземным целям, но они несколько выходят за рамки данного повествования, целью которого является рассказ о самолетах, предназначенных для непосредственной поддержки собственных войск на переднем крае. В ходе разработок такого рода летательных аппаратов практически во всех странах были отмечены межведомственные дрязги между армейским командованием и ВВС. В предвоенный период задача непосредственной поддержки собственных войск на поле боя со стороны авиационных командиров одних стран рассматривалась как второстепенная и малозначимая, командование других стран, напротив, рассматривало ее как приоритетную, но решало ее в соответствии с собственным видением, абсолютно не учитывая мнение армейского командования. Поэтому в конце 30-х годов существовало огромное количество мнений и технических решений как лучше осуществить вышеописанную задачу. Перед войной проекты штурмовых самолетов свелись в три основные группы: специализированные низковысотные штурмовики, обычные легкие бомбардировщики и пикирующие бомбардировщики. Тактика использования самолетов первой группы предполагала использовать стрелковое оружие самолета для наземной атаки. Поэтому такие самолеты должны были иметь мощное стрелковое вооружение и броневую защиту. Самолеты двух других групп должны были поражать противника, в основном, бомбами, стрелковое вооружение для них было второстепенным. Для штурмовых операций также рассматривались устаревшие типы разного рода самолетов предыдущего поколения, как истребители, так и бомбардировщики или разведчики. Модернизация устаревших моделей самолетов в штурмовики теоретикам 30-х годов представлялась достаточно простой. Установка дополнительного стрелкового вооружения, бомбовой подвески, иногда дополнительной бронезащиты – и штурмовик готов. К сожалению, эти военные теоретики находились под влиянием концепции использования авиации времен 1-й Мировой войны. Хотя, надо признать, что в локальных военных конфликтах второй половины 30-х годов использование допотопных бипланов, переделанных в штурмовики, вроде бы оправдывало данную теорию, но первые же бои 2-й Мировой войны практически сразу же поставили на этих проектах крест. Несколько особняком стоял класс истребителей-бомбардировщиков или, говоря по-современному, тактических истребителей. Этот класс машин появился уже в ходе боев Второй Мировой. Как правило, это были истребители предыдущих моделей и модификаций, переставших быть конкурентоспособными в воздушном бою, но еще вполне современных. Доработка этих самолетов также сводилась к установке локальной брони и дополнительного вооружения в виде бомбовых и ракетных подвесок, иногда дополнительных крупнокалиберных пушек для борьбы с танками. Во 2-й Мировой войне впервые были массово использованы танки в сочетании с пикирующими бомбардировщиками, ставшие символом блицкрига или молниеносной войны. Безусловно, было уделено большое внимание развитию средств борьбы с этими новыми угрозами. Для борьбы с пикировщиками вполне очевидно предназначались истребители и зенитная артиллерия, бронетехнику предполагалось уничтожать сухопутным войскам с помощью различных видов вооружений, но для быстрого реагирования на танковую атаку, безусловно, было полезно иметь некий способ уничтожения танков с воздуха. Первым, кто это осознал, был Советский Союз, который в 30-е годы, то есть еще задолго до немецкого блицкрига, разработал различные типы самолетов целенаправленно предназначенных для штурмовых операций. Многие из этих проектов были построены и испытаны в виде прототипов. Советские конструкторы, понимая, что таким самолетам предстоит работать на малых высотах и неизбежно сталкиваться с ружейно-пулеметным огнем противника, оснащали свои проекты бронезащитой в сочетании с тяжелым пушечно-пулеметным и ракетно-бомбовым вооружением. Позднее, уже во время войны, Советский Союз выстроил свою собственную концепцию ведения воздушной войны, в которой штурмовики представлялись самым важным элементом ВВС РККА. Люфтваффе также ориентировались на развитие самолетов тактического класса – пикирующих бомбардировщиков и истребителей бомбардировщиков, так или иначе призванных поддерживать собственные сухопутные войска. В обеих странах были использованы крупнокалиберные автоматические пушки для уничтожения бронетехники противника. В приоритетном развитии специализированных штурмовиков в Германии и Советском Союзе нет ничего удивительного, учитывая специфику Восточного фронта – крупномасштабные неземные операции с большими массами войск и бронетехники. Ни на одном другом театре военных действий 2-й Мировой войны наземные операции не приобрели столь массового, длительного и ожесточенного характера. В Великобритании, падение Франции и непосредственная угроза вторжения полчищ немецких танков заставили RAF отойти от своих консервативных взглядов в пренебрежении штурмовой авиацией. Разработанные противотанковые штурмовики на базе других классов машин отлично показали себя в Северной Африке, на Дальнем востоке и Европе в 1942-44 годах. Удивительно, однако, что ни RAF, ни ВВС США не увидели никакой необходимости сохранять и развивать класс штурмовой авиации в подготовке к вторжению во Францию в 1944 году, возложив штурмовые операции на истребительную и бомбардировочную авиацию.

 Эта работа посвящена развитию специализированных штурмовиков, противотанковых самолетов, и их модификациям. В частности, здесь будет представлен всесторонний анализ применения в бою специализированных штурмовиков по сравнению с действиями истребителей-бомбардировщиков, а также оценка правоты RAF и ВВС США в том, что этот класс авиации был игнорирован союзниками в годы войны. Также будет описана история развития штурмовой авиации стран, по той или иной причине оставшихся в тени законодателей моды этого класса машин – Франции, Италии, Японии. Кроме того, кратко будут описаны история и техническое описание авиационных неуправляемых ракет, ориентированных на борьбу с наземными целями и специализированное противотанковое вооружение штурмовиков.

 

 © Аранов Е.Л.