Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 2.

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 2.

Уже фактически два месяца идёт специальная операция наших вооруженных сил на территории Украины. С самых первых её часов авиация заняла в ней одну из главных ролей. Время подвести первые итоги применения авиации как отечественной, так и противника.

Штурмовая авиация.

На настоящий момент, достаточно значительная часть задач по поражению наземных целей успешно решается вертолётами армейской авиации. Однако, самолёты-штурмовики, работающие непосредственно над полем боя по-прежнему необходимы.

 Су-25 – реактивный штурмовик сейчас единственный самолёт штурмовой авиации как в военной авиации Российской Федерации, так и в вооруженных силах Украины. С самого начала специальной операции Су-25 активно используется обоими сторонами. Действуя на малых и предельно малых высотах в условиях современного поля боя, с очень сильно насыщенными комплексами ПВО наземными войсками, ему приходится очень непросто. Потери в самолётах есть с обоих сторон.

 Особенно тяжело приходится штурмовикам Су-25 ВВС Украины. Они действуют в условиях двойного противодействия ПВО – наземные средства ПВО и самолёты-истребители ВВС России в воздухе. Для увеличения шанса выполнения боевой задачи им приходится действовать на предельно малых высотах – часто не более 50 метров над землёй. В этих условиях приводит к потерям не только ПВО наземных подразделений войск Российской Федерации, но и малейшая ошибка в пилотировании или отказ техники. Учитывая, состояние материальной части штурмовой авиации ВСУ Украины и постепенное выбывание по причине потерь опытного летного состава – отказы техники и ошибки в пилотировании являются достаточно часто причиной потерь самолетов Су-25 ВСУ Украины.  

 Штурмовики Су-25 ВКС России также работают в очень суровых условиях. Но их потери, скорее всего, в десятки раз ниже, чем у Су-25 ВВС Украины. Положительно сказывается полное господство в воздухе истребительной авиации ВКС России, наличие корректировки и наведения с земли и воздуха и передача данных на самолёты, что стало возможным благодаря тому, что российские штурмовики несколько раз модифицировались, в том числе и с учётом боевого применения в САР.

 Несмотря на возраст конструкции и наличие ударных вертолётов армейской авиации, концепция наличия самолётов штурмовой авиации по-прежнему актуальна. Возможность нести более значительную боевую нагрузку, более широкая номенклатура применяемого вооружения, большая дальность и скорость самолёта – вот основные преимущества самолёта-штурмовика в сравнении с ударными вертолётами.

 Однако, и это особенно видно именно при боевых действиях в условиях европейского театра военных действий, необходимо появление нового реактивного штурмовика в штурмовой авиации России. Изобретать велосипед не нужно. Ещё в конце ХХ века был создан, по сути дела, новый реактивный штурмовик. Им стал Су-25Т, созданный на основе конструкции Су-25 УБ. В нём были устранены недостатки классических Су-25 – увеличилась дальность полёта, установлено более мощное и совершенно БРЭО, увеличена номенклатура применяемого вооружения. Правильность реализованных решений подтвердило участие нескольких самолётов, выпущенных небольшой серией, в контр-террористических операциях на Кавказе.

 К большому сожалению, концепция модернизации Су-25, взяла верх над запуском в большую серию штурмовиков Су-25Т. Основываясь на опыте боевого применения штурмовой авиации и не только её в боевых действиях спецоперации на Украине, однозначно, необходимо строить большой серией и принимать на вооружении Су-25Т. Сделать это необходимо доработав и модернизировав его конструкцию с учётом появления как новых элементов БРЭО, так конструкцию планера с учётом появления новых композитных материалов. Также необходимо оснастить самолёт гермокабиной. Это позволит лётчикам выполнять задачи более эффективно даже в равнинных условиях. Для уменьшения потерь от мобильных ЗРК комплексов ещё в Афганистане высоту полётов штурмовиков ограничили по высоте повысив «нижний потолок» до 4,5 – 5 км. Однако, это сильно повлияло на точность и эффективность штурмовых ударов. Отчасти сейчас, в ряде случаев, это можно компенсировать современным высокоточным оружием. Но его нести обычные Су-25 не могут. Су-25Т уже можно оснастить БРЭО, в том числе и контейнерного типа, позволяющим применять высокоточные современные боеприпасы.

Стоимость за один самолёт Су-25Т, конечно, будет выше чем стоимость Су-25, но всё равно будет ниже чем у тактических бомбардировщиков и истребителей бомбардировщиков, которые часто привлекаются к действиям на малых высотах и несут от этого, выполняя несвойственные им функции, неоправданные потери. Но об этом подробно уже в следующей части. Она будет рассказывать о применении истребителей-бомбардировщиков и тактических бомбардировщиков в ходе специальной операции на Украине.

 

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 1

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 3

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 4

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 5