Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 4.

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 4.

Уже фактически три месяца идёт специальная операция наших вооруженных сил на территории Украины. С самых первых её часов авиация заняла в ней одну из главных ролей. Время подвести первые итоги применения авиации как отечественной, так и противника.

Истребительная авиация.

 

Сегодняшние военные действия на территории Украины - огромная практика военного дела. Самое масштабное и серьезное противостояние вооруженных сил противоборствующих сторон со времён Великой Отечественной войны. Как говорится - практика критерий истины. Поэтому многие новые военно-техническое решения, вооружения, казалось бы, с успешно зарекомендовавшие себя в локальных конфликтах меньшей интенсивности в полномасштабном военном столкновении оказываются далеко не самыми эффективными. А некоторые новые концепции наоборот находят подтверждение.

 Многоцелевые истребители. Этот термин и концепция возникли ещё в середине 80-х годов прошлого века. К этому времени, благодаря техническому прогрессу, разделение истребителей на классы стало размываться. Всего за десятилетие произошло слияние классов самолётов-истребителей. Фактически исчезли "чистые" перехватчики.  Оставшиеся лёгкие и тяжёлые истребители предназначенные для завоевания превосходства в воздухе стали активно модифицироваться для возможности выполнения ударов по наземным и морским целям.

Данная концепция, использования истребителей завоевания превосходства в воздухе для ударов по целям на земной или водной поверхности, к тому времени была не нова. Ещё со времён второй мировой войны истребители сопровождения могли вооружаться для ударов по наземным целям. По мимо основной функции, сопровождения ударных самолётов, они выполняли удар по наземным целям совместно с  ними. Как правило для этого использовались свободнопадающие боеприпасы, а сами удары были относительно прицельны. Наибольшего масштаба эта практика достигла во время Вьетнамского конфликта. 

Новая попытка привлечь истребители для ударов по наземным целям, как уже сказано выше, появилась в середине 80-годов конца XX века. Основных причин для этого было две - стремительный рост стоимости военных самолётов и уменьшение масштабов военных конфликтов. 

 Удорожание военной авиационной техники, особенно в рамках массовых сокращений военных бюджетов, стало главным фактором превращения истребителей в многофункциональные комплексы. Противники и приводили свои аргументы против как минимум бесполезности такого превращения. Но окончательно решить верность или ошибочность решения могла лишь практика использования и применения.

 До специальной операции на Украине ни один военный конфликт так и не ответил однозначно о правильности концепции многофункциональности современных истребителей. В ходе всех предыдущих военных конфликтов ударная авиация успешно справлялась с поражением наземных целей своими силами. Да, определенную поддержку в удары по наземным целям истребители вносили. Но, как правило, это были или полностью ударные модификации истребителей завоевания превосходства в воздухе (такие как F-15E) или фактически истребители-бомбардировщики (такие как "Торнадо"). Доля участия в ударах по наземным целям многоцелевых истребителей оставалась. невысокой.

 С самых первых минут начала специальной военной операции на Украине наша, российская, истребительная авиация достигла полного контроля и доминирования в воздушном пространстве над Украиной. Целей для поражения в воздухе немного. Основные функции удержание превосходства в воздухе и контроль воздушного пространства. На земле же ситуация в разы напряженнее.  Целей для ударов много. Нагрузка на штурмовую и истребительно-бомбардировочную авиацию значительная. Они наносят удары с малых и средних высот. Интенсивность высокая, есть и безвозвратные потери. И вот в этих условиях необходимости полномасштабного огневого воздействия на цели противника прекрасно показала себя многофункциональность современных истребителей. В сочетании с высокоточным ракетным оружием истребительная авиация стала самостоятельной ударной силой. Исходя из кадров министерства обороны РФ видно, что в отличии от военных действий в САР многофункциональные истребители Су-35 наносят удары высокоточным ракетным оружием самостоятельно. При этом высокоточное ракетное оружие, бортовые средств РЭБ позволяют действовать вне пределов ПВО. Даже классический перехватчик МиГ-31 успешно прошёл поверку на многофункциональность. Модификация с гиперзвуковой ракетой Кинжал успешно поразила высокозащищенные подземные цели.

Такое бывает не часто, когда современные тенденции оказываются востребованными и проходят проверку масштабными боевым действиями.  А вот часть новых перспективных видов вооружения оказалась переоценена в локальных конфликтах. Об одном из таких новых видов вооружения воздушного базирования - беспилотниках, рассказ в следующей части.

 

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 1

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 2

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 3

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 5