Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 1.

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 1.

Уже фактически два месяца идёт специальная операция наших вооруженных сил на территории Украины. С самых первых её часов авиация заняла в ней одну из главных ролей. Время подвести первые итоги применения авиации как отечественной, так и противника.

 Армейская авиация. Вертолёты.

Всегда на острие атаки - пожалуй это фраза лучше всего характеризует ту роль и те функции, которые выполняют вертолёты армейской авиации.

 Интенсивность и эффективность боевого применения вертолётов армейской авиации просто огромна. Удары по наземным целям, высадка десантов и перевозка личного состава, сопровождение военных и гуманитарных колонн - вот основные задачи, которые успешно выполняют вертолёты армейской авиации вооруженных сил России.

 Десантная операция по захвату аэродрома Гостомель уникальна. Её успешное проведение не могло состояться без армейских вертолётов. Большая группа транспортно-боевых вертолетов Ми-8 сопровождаемая ударными вертолётами Ка-52, Ми-24 и Ми-35 стремительным броском на предельно малых высотах фактически без потерь осуществила высадку личного состава десантных войск. Хочется подчеркнуть - все транспортные вертолёты смогли долететь до цели без потерь. Этому способствовала не только внезапность броска, но и грамотное боевое сопровождение ударными вертолётами. А также наличие на большинстве вертолётов десантной группы бортового комплекса обороны "Витебск". На видеокадрах снятых очевидцами видно, как эффективно отводили ИК-ловушки, отстреливаемые по командам БКО "Витебск",  выпущенные ракеты ПЗРК.

 Роль боевых ударные вертолёты в данной операции не просто велика, она огромна. Они не только выполнили сопровождение группы транспортных вертолётов, также они подготовили место высадки десанта подавив огневые точки и очаги сопротивления на земле. Конечно, не обошлось без потерь в технике. Достоверно известно о потере одного ударного вертолёта Ка-52 летевшего одним из первых. При этом до своего поражения он сумел выявить подавить большое количество огневых точек противника. При этом, несмотря на критические повреждения вертолёта, экипаж смог на нём совершить вынужденную посадку. Что немаловажно без каких либо ранений и травм. В течении короткого времени экипаж был эвакуирован одним из транспортных вертолётов принимавших участие в десантной операции. При этом боевые вертолёты сопровождения смогли обеспечить защиту, выживаемость экипажа сбитого Ка-52 и его безопасную эвакуацию.

 Ка-52, бесспорно стал главным героем этих боевых действий. Мощный копплекс БРЭО, прекрасная маневренность и живучесть позволяют ему успешно выполнять сложнейшие боевые задания, часто трудновыполнимые для других типов боевых ударных вертолётов.

 Стоит обязательно отметить, что именно в этих суровых боевых условиях Ка-52 смог проявить самую уникальную свою техническую особенность - систему спасения экипажа способом катапультирования из кабины вертолёта получившего серьезные боевые повреждения, которые препятствовали безопасной вынужденной посадке. До этого момента даже многие экипажи Ка-52 были не уверенны в надёжной работе системы катапультирования из вертолёта. Именно по этому во время многих нештатных ситуаций в мирное время лётчики предпочитали вынужденную посадку катапультированию. Часто это приводило к травмам или гибели экипажей. Психологически их можно понять - система спасения перед срабатыванием катапультирования кресла с летчиком должна была отстрелить с помощью пиропатронов все лопасти обоих несущих винтов. Малейшая неполадка или нештатная работа системы при отстреле лопастей несущего винта могла привести к гибели экипажа. Однако, в боевой обстановке факторы сложились так, что экипаж понял, что единственный способ уцелеть после критических боевых повреждений вертолёта - катапультирование. И доверился системе спасения. Уникальная система не подвела. Экипаж не просто был спасён, он не получил травм и вскоре продолжил боевую работу уже на новом вертолёте.  

 Вертолёты-солдаты Ми-24 и Ми-35 легендарного семейства Ми-24 ударных вертолётов ОКБ Миля, заслуженные ветераны многочисленных военных конфликтов также успешно применяются в ходе спецоперации на Украине. Часто они действуют совместно в составе пары с Ка-52, который летит первый и выполняет функции вертолёта обнаруживающего и вскрывающего цели, а Ми-24 с его огромной залповой мощью эффектно подавляет их. Также отмечены случаи использования уникальной возможности ударных вертолётов семейства Ми-24 брать на борт кроме членов экипажа ещё несколько человек. Это использовалось при эвакуации экипажей вертолётов совершивших вынужденную посадку.

 Рассказывая о применении отечественных, российских, вертолётов Ми-24, необходимо сказать и о их применении ВСУ Украины. Иногда очень успешном. Да, это были локальные успехи - не повлиявшие на ход боевых действий. Однако они показали, что Ми-24 с опытными экипажами и при грамотном планировании (не без партнерской помощи разведданными со стороны НАТО) могут наносить урон даже при полном превосходстве в авиации и ПВО с нашей стороны. 

  Как уже говорилось выше очень успешно показал себя  авиационный бортовой комплекс обороны "Витебск". Им оснащены вертолёты Ми-35. Это при худших, в сравнении с Ми-24, лётных характеристиках, по большей степени делает их более приспособленными и более выживаемыми в современных вооруженных конфликтах, особенностью которых является сверхнасыщенность наземных войск простыми и эффективными мобильными средствами ПВО - ПЗРК. В дальнейшем будем целесообразным и необходимым заменить в армейской авиации вертолёты Ми-24В, ВП, П и Ми-35М на вертолёты Ми-35П "Феникс" - новейшей модификацией в семействе Ми-24. Он сочетает в себе аэродинамику и высокие летные характеристики Ми-24, артиллерийскую мощь Ми-24П и мощное БРЭО Ми-35М.

 Армейская авиация вооруженных сил России уникальна тем, что имеет на вооружении три основных типа боевых ударных вертолетов - Ка-52, Ми-24/35 и Ми-28. 

 Ми-28Н уже по опыту боевых действий в САР получил высокую оценку экипажей летающих на них. Хорошее бронирование, особенно остекления кабины, огромная огневая мощь - вертолет способен нести НАРы самого большого калибра, обычно применяющиеся только реактивными самолётами. Всё это успешно позволяет решать ему самые сложные задачи и в непростых условиях спецоперации на Украине. Стоит отметить, что сейчас часть вертолетов Ми-28Н оснашена надвтулочной РЛС. Что позволяет им приблизиться по мощности БРЭО к Ка-52.

 Фактически современные боевые вертолёты стали наследниками легендарного штурмовика Ил-2. Сходные задачи и условия их выполнения, отвага и героизм экипажей, трепет противника перед ними - всё это очень роднит их между собой.    

 

Военная операция России на Украине - авиационные аспекты

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 2

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 3

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 4

Авиация в специальной операции на Украине. Первые итоги. Часть 5