Выживаемость авиации в ходе боевых действий. Часть 1 я

Выживаемость авиации в ходе боевых действий. Часть 1 я

Фактор выживаемости авиации в ходе боевых действий - один из главнейших. Он определяет не только эффективность поддержки с воздуха, а и её наличие вообще

Под термином выживаемость авиации в ходе боевых действий понимается соотношение количества оставшихся в строю самолётов (ЛА) к общему числу самолётов имевшихся на начало боевых действий (операций) - чем больше количество потерянных самолётов (уровень потерь), тем ниже выживаемость, и наоборот - чем меньше количество потерянных самолётов, тем выше выживаемость.

 Уровень потерь - это отношение количества потерянных самолётов (ЛА) к общему количеству самолёто-вылетов произведённых за определённый период (операция, война) боевых действий и он выражается, как правило, в процентах.

 Предельно допустимым уровенем потерь считается 2 процента. Этот вывод сделан на основе следующих практических величин. В эскадрилье  совершавшей в среднем два боевых вылета в сутки и нёсшей даже предельно допустимые 2 процента потерь в случае отсутсвия их возмещения к концу второй недели боевых действий оставалось лишь половина боевого состава эскадрильи, что означает фактическую потерю её боеспособности.   

 На уровень выживаемости авиации в ходе боевых действий влияют четыре основных фактора - угроза, защита, уклонение, нейтрализация.

Угроза -  во время боевого вылета самолёт (ЛА) подвержен угрозе уничтожения со стороны следующих видов оружия:

 - зенитной артиллерии 

 - зенитных ракетных комплексов

 - истребительной авиации

Защита - это оборонительные возможности самолёта (ЛА) по предотвращению потери или повреждения во время боевого вылета, которые можно объеденить под таким термином как живучесть. Потеря живучести, это такое нанесение ущерба средствами угрозы, которое влечёт потерю самолёта (ЛА) прямо в боевом вылете или невозможность его дальнейшей эксплуатации после выполнения боевого вылета.

 Основными узлами, элементами самолёта (ЛА) нуждающимеся в защите, так как повреждение которых может привести к потери живучести являются: 

 - топливная система

 - лётчик (экипажа)

 - система управления 

 Уклонение - это возможность избежать поражения средствами ПВО (фактор "Угроза"). Основные способы реализации уклонеия от поражения средствами ПВО:

 - полёт по маршруту в обход зон поражения средствами ПВО

 - переменный профиль полёта

 - использование  непросматриваемых сектров в радиолокационном поле противника

 - противоистребительный и противоракетный манёвр

Нейтрализация - защита самолёта (ЛА) с применением оборонительных средств:

 - средства радиолокационной борьбы

 - средства электронно-оптической защиты

 - противолокационные отражатели и инфракрасные ловушки

 - оборонительное вооружение