
Самолёт F-4 «Фантом» американской фирмы «МакДонелл Дуглас» в 60-70 годы ХХ века являлся самым распространённым тактическим многоцелевыми истребителем ВВС стран НАТО. Он стоял на вооружении ВВС и ВМС США - до появления истребителей четвёртого поколения практически на две трети тактическая боевая авиация США была укомплектована самолётами F-4 «Фантом». Его численность составляла значительную, а часто и основную составляющую ВВС Великобритании, ФРГ, Греции, Испании, Турции. Также F-4 «Фантом» состоял на вооружении и других стран вне блока НАТО: Израиля, Ирана, Японии.
За время эксплуатации самолётов F-4 «Фантом» показал себя как самый мощный и эффективный западный военный самолёт класса «истребитель». Он принимал участие в практически во всех масштабных локальных войнах второй трети ХХ века. В различных модификациях всего было изготовлена свыше 5000 экземпляров F-4 «Фантом».
По своим характеристикам всепогодные тактические истребители F-4 «Фантом» приспособлены для выполнения широкого спектра задач - перехват воздушных целей на дальних и средних дистанциях, ведение ближнего воздушного боя, нанесение бомбово-ракетных ударов по надземным целям, ведение разведки и постановки помех. Также самолёты F-4 «Фантом» могли являться носителями тактического ядерного оружия.
В качестве вариантов применения самолёта F-4 «Фантом» в варианте истребителя-бомбардировщика самолёт применялся главным образом для ударных операций двух видов.
Первый вид – это нанесение ударов по наземным целям на удалении 150-600 км от аэродромов базирования. В этом случае F-4 «Фантом» применялись в составе небольших групп (боевой порядок из нескольких пар) подходя к цели на малых высотах. Цели атаковались с первого захода после быстротечного восходящего манёвра. Время пребывания ударной группы в районе цели было минимальным.
Второй способ нанесения ударов по наземным целям - использования Ф четыре фантом в кассе тактического бомбардировщика было использование F-4 «Фантом» для нанесения ударов на значительном расстоянии от аэродромов базирования – до 800 км. Такие вылеты совершились с заправкой топливом в воздухе. Сразу после взлёта самолёты дозаправлялись максимально возможным количеством топлива. Затем ударная группа подходила к цели на высоте 7000-9000 метров. При непосредственном приближении к цели самолёты снижались на малые высоты полёта для предотвращения обнаружения средствами ПВО противника. Часто выполняя полёт используя рельеф местности, полёт на фоне земной поверхности для маскировки. и уменьшения вероятности поражения средствами ПВО Бомбовая и ракетная нагрузка сбрасывались на пикирование 30-45° затем выполнялись манёвры - боевые разворота или полупетли для уменьшения вероятности поражения средствами ПВО. При нанесении массированных ударов по площадным объектам с сильным ПВО удары F-4 «Фантом» осуществлялись большими группами, которые выходили район цели расположения цели на средних высотах от 3000 до 5000 метров. Затем они рассредоточились в боевой порядок, в котором расстояние между самолётами в группе выдерживаться таким чтобы исключить их поражение одной ракетой. Позже эта тактика изменилась – самолёты при ударе по цели объединялись в группы по четыре самолёта. В каждой такой ударной группе два самолёта несли вместо ударной нагрузки подвесные контейнеры с средствами РЭБ и противодействовали активным помехами средствам ПВО. Два других F-4 «Фантом» группы несли ударное вооружение, которое применяли по цели. На обратном пути от цели к аэродрому базирования, если было необходимо также осуществлялась заправка топливом в воздухе.
Главным недостатком самолётов F-4 «Фантом» в варианте ударного самолёта были его ограниченные возможности в манерных качествах, снижение скорости полёта и увеличение расхода топлива. И при использовании управляемого ударного вооружения - управляемые бомбы и с лазерными или телевизионными головками наведения лётчики были вынуждены выдерживать устойчивый режима полёта во время прицеливания и на этом участке полёта увеличивалась уязвимость самолёта средствами ПВО.