China GO

China GO

1 ноября 2016 года КНР официально продемонстрировала свой истребитель пятого поколения - J-20 ("Цзянь-20"). Его показали на авиакосмическом салоне Airshow China-2016.

 Данное событие очень нерядовое. Во-первых, Китай впервые официально представляет свой новый перспективный военный самолёт, до этого об информировании о продукции подобного плана КНР предпочитал политику постфактума. Самолет принимали на вооружении, он начинал летать и так о его появлении становилось известно большей части авиационного и не только мира. Здесь же налицо совершено другой, западный, подход к освещению этого процесса - ещё до принятия на вооружение его официально презентуют как будущий истребитель ВВС НОАК на международном авиасалоне. Это показывает не только переход к западным стандартам открытости, в разумных рамках, в освещении области военной авиации, а даже больше демонстрирует уверенность в своих силах и возможностях китайской авиационной промышленности. Ведь без уверенности что создан полноценный работоспособный прототип, который в ближайшем будущем станет серийным самолётом такая демонстрация была бы по меньшей мере опрометчива.

Налицо, что переход от пошлого - времён технических копирований, а то и просто плагиата, к настоящему, времени технических заимствований и собственных жизнеспособных разработок, состоялся. В связи с этим стоит упомянуть глобальные изменения наметившиеся среди стран которые составляют элитный клуб держав способных создавать истребители, венец возможностей авиационной промышленности государства. Россия и США, как безусловные лидеры этого неформального клуба, сохраняют свои лидирующие позиции.  На сегодняшний день только эти две страны способны полностью самостоятельно спроектировать и построить современные военные самолеты, причем как минимум двух типов и назначений - истребительные и ударные. Причём, подчеркну, речь идет не о модернизации прежних поколений, а о новых боевых комплексах. Франция. До недавнего времени третий участник первого эшелона, наряду с Россией и США, стран-конструкторов истребителей. Но, к сожалению, по всем признаками из тройки стран лидеров в конструировании истребителей она выходит. Причины этого лежат не в потере возможности создавать высокотехнологичную авиационную военную продукцию, а в сфере политико-экономической политики руководства страны заключающегося в уходе страны от уровня супердержавы мирового уровня.  Превосходный истребитель "Рафаль", пусть и не полностью пятого поколения, но и не модернизация на база четвертого поколения, в итоге оказался не востребованным как и внутри страны, серия построенных самолетов для ВВС и ВМФ была сокращена до минимума, так и не имел успеха в продвижении на экспорт в другие страны. О создании истребителя пятого поколения не идёт даже речи. Налицо понижение уровня авиационной промышленности, ведь без движения вперед нет прогресса, а без него удерживать уровень разработок в области военной авиации просто невозможно. Один раз потеряв его, вернуться к прежним достижениям будет очень трудно, если не сказать нереально. Конечно, говорить об окончательной деградации французской школы проектирования истребителей пока рано, но, как сказал выше, тенденция на лицо. И примеры этому в мировой истории есть - до начала 70-х годов Великобритания также самостоятельно строила как военные истребители, так и стратегические бомбардировщики, но позже, как раз из-за изменений в политическом курсе - отход от статуса одной из мировых держав, все достижения английской военной авиационной конструкторской школы были утрачены и уже не восстановлены. Все современные свои истребители Англия или закупала за рубежом или строила в сотрудничестве с другими странами. Швеция. Её всегда представляли как маленькую страну обладающую возможностями в области военного авиастроения почти как у лидеров авиационного клуба. Но это уже не так. Да, достижения шведов неоспоримы, но назвать их полностью достижениями шведкой авиационной промышленности уже нельзя. Двигатель, сердце самолёта, истребителя четвертого поколения "Гриппен" построен на основе достижений американской двигателестроительной промышленности. Он, по сути, лицензионная адаптация американского Дженерал Электрик F404-GE-400 под нужды шведов, да и в области БРЭО много зарубежных элементов и заимствований. А вот с коммерческим продвижением за рубеж у них, шведов, получилось очень хорошо. Но "Гриппен" как и "Рафаль" скорее всего будут последней разработкой национальных авиационных комплексов. О разработке истребителей следующего, пятого, поколения речи не идёт. Слишком велик уровень затрат по НИКОР (научно-исследовательские и опытно-конструкторских работы) как в финансовом так и технологическом плане.

 Итак - Россия, США, Франция и Швеция, до начала 2000 годов состав этого клуба создателей истребителей был неизменен. Но ветер перемен пришёл с Восточной Азии. Ведущие державы этого региона Китай и Индия уверенно развиваясь огромными темпами стали претендовать на роли мировых государств первого эшелона. А с одним экономическим потенциалом, пусть и очень большим и успешным, как показывает мировая история, на роль мировой супердержавы претендовать не получиться - нужны современные вооруженные силы, а их вершина авиация, острие авиации - истребители. Поэтому обе страны, и Китай и Индия, активно начали переходить в области истребительной авиации от зарубежных закупок и лицензионного производства к полностью самостоятельным разработкам. Лидером в этой тенденции стал Китай. Он начал раньше реализовывать концепцию собственных разработок и они более успешны чем у индусов. У Индии по сути одна собственная разработка ADA/HAL Tejas. Конечно, полностью собственной разработкой назвать его не стоит, по многим вопросам разработки была помощь ведущих зарубежных авиационных разработчиков, часть оборудования лицензионное производство. В целом самолёт сконструирован самими индусами. Политика заимствований решений в начале построения собственной конструкторской школы ненова и вполне оправдана. Но в итоге первый "блин" все же вышел комом. Самолет вышел довольно сырым и его массовое производство и не налажено поставки в ВВС Индии так остались скромными. А сведения что Индия ведет переговоры об адаптации создающегося в России истребителя пятого поколения под требования индийских ВВС указывает пока на довольно туманные перспективы дальнейшего самостоятельного конструирования современных истребителей.

Китай. Долгие годы КНР была потребителем советской авиатехники и постройки её лицензионных и нелицензионных копий. На следующем этапе китайцы стали пробовать создавать собственные авиационные конструкции основываясь на советских образцах. Семейство перехватчиков J-8 получилось вполне удачным. Следующим этапом развития военного направления китайской авиаконструкторской школы стало создание истребителя J-10. Здесь уже подход был несколько иным, китайцы совместили решения и технологии как западных, так и советских конструктов. По сути купив проект нереализованного израильского истребителя "Лави" они построили на его основе планер самолета, оснастили его копией двигателя устанавливаемого на Су-27. БРЭО было разработано китайцами на основе имеющихся у них многочисленных образцов советского БРЭО. И, хотя, в конструировании J-8 на разных этапах принимали участие израильские и советские специалисты, в целом китайские конструкторы успешно справились с самостоятельной реализацией проекта истребителя четвертого поколения. И хотя он вышел, по мировым стандартам не с революционными характеристиками, но для КНР создание такого самолета стало настоящим прорывом и пропуском в клуб стран способных самостоятельно построить современный истребитель. Завершая рассказ о первом самостоятельном китайском истребителе четвертого поколения J-10 стоит обязательно упомянуть о еще одном удачном китайском проекте истребителя четвертого поколения - FC-1. Разработка его началась примерно в одно время с проектом J-10 и скорее всего в качестве дублирующего страховочного варианта. В результате успешной реализации конструкции истребителя J-10, программа FC-1 получила развитие как совместный пакистанско-китайский проект. В результате пакистанские ВВС получили очень недорогой и очень сбалансированный по характеристикам самолет. Так что по сути дела конструкторы из Китая смогли построить два разных типа истребителя четвертого поколения. Но на достигнутом в КНР не остановились, дальнейшими их планами стала собственная разработка истребителя пятого поколения. Причем не одного, а сразу двух: тяжелого истребителя J-20 и легкого J-31. Оба самолета находятся на стадии испытаний и, судя по официальной презентации J-20 на авиасалоне Airshow China-2016 развитие этой программы вышло вперед и имеет более приоритетный статус в КНР. Об обоих конструкциях известно очень немного. Судя по внешнему виду J-20 имеет достаточно самобытную аэродинамическую схему, а J-31 напротив по виду планера очень похож на F-35. Но оба прототипа, безусловно, создаются как самолёты пятого поколения и имеют судя их по внешнему виду реализованные конструктивные элементы истребителей именно пятого поколения. Всего за двадцать лет, с 1996 года - первый полёт J-10, Китай стремительно вошел в список, если не лидирующих, то точно ведущих авиастроительных держав.

 Для полноты картины стоит упомянуть еще одного начинающего представителя своей конструкторской школы истребителей. Это Япония. Появление ее в клубе самостоятельных проектировщиков современных истребителей весьма не однозначно. После окончания Второй Мировой Войны, несмотря на возрожденную и достигшую огромных показателей экономическую мощь, в политическом плане Япония по прежнему остается очень несамостоятельным государством. Вооруженные силы у них хоть и существуют, но для сколько ни будь продолжительного военного конфликта не предназначены. Так что перспективы создания японского полноценного истребителя весьма туманны. Технически, особенно в области электроники, японская промышленность сильна и поэтому создание как такого самостоятельной конструкции прототипа ей оказалось под силу, но весь вопрос состоит в том, что будет после этого. Да летающий прототип есть. Правда, с американскими двигателями. Допустим через лет пять он будет оснащен японскими, но пойдет ли он в серию? И если да, на сколько большую? По силам ли будет Японии содержать недешевых "золотых птичек" , если даже США отказались строить большую серию Ф-22. И самое главный вопрос зачем практически нужны японским ВВС. Так что вопросов больше чем ответов. Возможно, этот статусный проект и будет реализован, но его, скорее всего, постигнет участь французского "Рафаля" - отличный самолет, который оказался никому не нужен. В следствии всего вышеизложенного вывод очевиден - одно из мест в первой тройке стран-конструкторов современных истребителей медленно, но верно переходит к Китаю.