Будущий истребитель ВВС Финляндии

Будущий истребитель ВВС Финляндии

ВВС Финляндии приняли решение о замене своих F/A -18 Hornet. Кого выберут, кому отдадут предпочтение ВВС Финляндии? Попробуем разобраться в этом достаточно интересном вопросе.

 После долголетней службы F/A – 18 в ВВС Финляндии финны приняли решение о замене своих Шершней на более современные истребители. На сегодняшний день уже ясно, что основная борьба за возможность стать будущим истребителем ВВС Финляндии происходит между европейским Тайфуном и французским Рафалем. Итак, Тайфун или Шквал? Кто сильнее? Кого выберут, кому отдадут предпочтение ВВС Финляндии? Попробуем разобраться в этом достаточно интересном вопросе, сделать прогноз "погоды", выражаясь языком синоптиков.

 Не случайно я упомянул слова синоптики и прогноз. Дело тут не только в «погодных» именах самолетов, среди, возможно, которых будет сделан выбор. Точный прогноз погоды вещь очень не простая, для его точного составления необходимо учитывать множество различных параметров действующих на какой либо определённый участок местности. Вот и в нашем случае – когда круг самолётов-претендентов, из которых будет сделан выбор, сузился до двух, уже можно пробовать сделать точный прогноз.

 Итак, в начале, просто сравнение исходных данных Рафаля и Тайфуна. Только цифры и факты. В сравнение будет включён и нынешний состоящий на вооружении истребитель F/A – 18. Сравнение возможных приемников с нынешним истребителем финских ВВС также один из элементов, параметров, прогноза. Так сказать для того чтобы видеть, что есть и что будет.

 

                                                Летные характеристики

Скорость

Скорость полёта по-прежнему является одной из основных характеристик истребителей.

 Как видно, максимальная скорость у всех трёх истребителей примерно одинаковая. Однако,  более тяжелый EF-2000 опережает Рафаль. Разница в максимальных скоростях абсолютно некритичная, а вот то, что примерно на тонну более легкий, чем соперник EF-2000 и предшественник F/A – 18, Rafale развивает примерно одинаковую с ними скорость уже факт интересный. Особенно если учесть то, что в поперечном сечении и, следовательно, лобовом сопротивлении, Рафаль явно меньше EF-2000 и F/A – 18. Скорее всего, это объясняется более мощными двигателями, установленными на EF-2000.

 Видно, что по этому параметру, максимальной скорости, Рафаль немного, но уступает и не только EF-2000, но и F/A -18. Ещё раз подчеркну - достаточно показательно, особенно учитывая, что масса планера Рафаля у него меньше на две тонны, чем у Тайфуна.

Боевая нагрузка

 Масса полезной нагрузки, которую они могут нести, у сравниваемых самолётов примерно одинакова. А вот по величине максимально возможной боевой нагрузки есть различия. Рафаль и Тайфун превосходят по этому параметру Хорнет. На основе публикуемых фирмой Дассо данных видно, что Рафаль существенно превосходит по величине максимально возможной боевой нагрузки Тайфун. Это несколько не соотноситься с наличием более слабых двигателей у Рафаля, хотя разница в весе планера с Тайфуном примерно как раз соответствует разнице в максимальной боевой нагрузке. Однако, следует не забывать в некотором рекламном характере этой характеристики так как в большинстве вылетов, даже в условиях боевых действий, самолёты не снаряжаются максимальной нагрузкой.

Дальность полёта

 Также одна из важнейших характеристик. Не смотря на наличие систем дозаправки топливом в воздухе как на Рафале так на Тайфуне и возможность применения подвесных топливных баков, важны именно показатели того, сколько истребитель может пролететь, используя только количество топлива во внутренних баках, с которым он поднялся в воздух.

 Ещё одна особенность, относящаяся к запасу топлива на борту самолёта: у Еврофайтера штанга дозаправки топливом в воздухе убираемая, в убранном состоянии плавно сопряжена с обводами корпуса, у Рафаля наоборот - штанга дозаправки не убирается, при необходимости она снимается. В каких случаях возникает необходимость снятия такого очень важного элемента конструкции как штанга дозаправки топливом в воздухе, "корректно" умалчивается производителем. Наиболее вероятно, что необходимость в этом возникает, когда самолёт используется как истребитель-перехватчик и значительно выступающий за обводы фюзеляжа конструктивный элемент создает значительное, ненужное сопротивление. В этом случае более оптимальной выглядит  конструкция Еврофайтера. Во первых, не надо держать часть самолётов, предназначенных для перехватов (вылетов для визуального опознания) с снятыми штангами, во вторых самолёт у которого есть возможность дозаправиться в воздухе остается более приспособлен к перехвату с использованием высоких, сверхзвуковых скоростей. Он может использовать своё топливо по максимуму, а для возвращения на аэродром получить топливо от воздушного танкера.

Практический потолок

Третья, наравне со скоростью и дальностью полёта, основополагающая характеристика любого истребителя.

 Если цифры приводимые производителями достоверны, то по высоте практического потолка EF-2000 имеет полное превосходство как над Хорнетом, так и над Рафалем.

 Из вышеприведенных цифр видно, что по лётным характеристикам EF-2000 и Rafale практически одинаковы. Но цифры на бумаге не всегда могут показать достоверные данные. Как говориться практика критерий истины. Мне довелось достаточно много раз видеть, что называется действии и Рафаль, и Тайфун, и Хорнет. По маневренным характеристикам не смотря на разницу, пусть и небольшую в массе и габаритах, Рафаль и Тайфун примерно равны. Видно, что Рафаль превосходит Тайфун в горизонтальных манёврах, по радиусу разворота, а вот в скороподъемности и разгоне преимущество у EF-2000. Ещё одно наблюдение – при обычных, не показательных полётах, на Рафале почти всегда используются подвесные топливные баки. Еврофайтер действуя на такой же радиус, может обходиться без них.

 

Истребители Тайфун и Рафаль на учениях Тайгермит 2018

 

                       Бортовое радиолокационное оборудование (БРЛО)

 Главным элементом бортового радиолокационного оборудования истребителя является бортовая радиолокационная станция (БРЛС). По этому пункту сравнения, с формальной точки зрения, очевидно, что преимущество на стороне Рафаля. Его БРЛС имеет фазированную антенную решетку с электронным сканированием, дополнительно к ней в состав БРЛО входит оптико-электронная система переднего обзора, способная обнаруживать цели на расстоянии до 100-150 км без использования БРЛС. Бортовое радиолокационное оборудование Тайфуна выглядит менее совершенным. Основа его БРЛО – бортовая радиолокационная станция с антенной решеткой с механическим сканированием. В дополнении к ней, в основном для действий по наземным целям, возможно применение системы работающей в инфракрасном спектре для обнаружения и сопровождения целей посредством теплопеленгации. Данная система контейнерного типа и устанавливается на подфюзеляжном пилоне.

 Вопрос о полном превосходстве БРЛО Рафаля над БРЛО Тайфуна всё же достаточно условный. Как показывает практика, часто одного технического превосходства бывает не достаточно для победы. Например, в широкомасштабных учениях НАТО Тайгермит 2018, во время которых осуществлялись и «электронные» пуски ракет, победителями вышли участники на истребителях F-16 ранних модификаций имеющие БРЛС разработки более чем двадцатилетней давности.

 

                            Политическая и экономическая составляющая

При выборе такого существенного элемента вооружения как покупка за рубежом основного истребителя ВВС учитываются не только технические параметры. Примерно в равной степени, после технических характеристик, на выбор влияют два фактора – политический и экономический. Итак, каким может быть выбор Финляндии, при нынешней и прогнозируемой политической и экономической ситуации в мире и Европе. А сочетание факторов складывается в пользу выбора Еврофайтера. Да он технически по ряду параметров выглядит немного слабее своего французского оппонента, но в политико-экономическом плане более разумным и выигрышным представляется выбор Еврофайтера. Почему? Изначально проект создания Тайфуна предполагал широкую производственную интеграцию в проект создания и постройки широкого числа стран-участников. Французы напротив категорично выступают против даже лицензионной крупноузловой сборки своих самолётов в странах-импортерах. Случай с фактически проигранным, именно из-за этого фактора, контрактом на поставку большого количества самолётов в индийские ВВС служит хорошим примером. Финская сторона как раз предпочитает выбирать тех продавцов военных самолётов, которые не против того, что бы большая часть купленных летательных аппаратов была бы собрана финской стороной. Примером активного самостоятельного модифицирования и строительства военных самолётов зарубежных конструкций служит вся история финской авиационной промышленности и ВВС. Самый свежий пример - состоящие сейчас на вооружении F/A -18. Только первые самолёты были получены готовыми из США, остальные собирались в Финляндии.

 Подтверждением успешности и востребованности Еврофайтера служит его превосходство в экспортном плане над французским оппонентом. Несмотря на отсутствие революционных характеристик самолёт успешно продается что, к сожалению, нельзя сказать о Рафале.

 Не смотря на то, что вероятность стать будущим истребителем ВВС Финляндии больше у Тайфуна, чем у Рафаля полностью сказать, что он, Тайфун, станет победителем нельзя. В начале, довольно вялая, однако при приближении момента выбора активность всех потенциальных претендентов на роль будущего истребителя ВВС Финляндии возросла. Даже американские СуперХорнеты в крайние два года начали активно участвовать в финских авиашоу. Может и французская сторона пойдёт на некоторые уступки. Очевидно, пусть и небольшой, рынок, в виде поставок нового истребителя для ВВС Финляндии, интересен для многих ведущих производителей военной авиатехники.

Реклама
Обновления
Реклама