
Уже больше тридцати лет, по сути, как развитие авиации остановилось. Такие задачи как выше, быстрее, дальше не реализуются. За такой же временной отрезок в с 60-х до начала 90-х ХХ века прогресс в авиации был таким, что право становится удивительно и стыдно перед нашими предшественниками. Причин этому много. Попробуем разобраться в них.
Стремительное технологическое развитие авиации, военной и гражданской, в ХХ веке конечно было обусловлено прежде всего политико-экономическими факторами. Основы этих тенденций применение авиации в соперничестве и противостоянии гоударств и политических строев. Это определилось в самом начале появления летательных аппаратов тяжелее воздуха. Так исторически совпало, что авиция появилась в начало эпохи мирового противостояния и формирования нового облика мира. Благодаря этому уже в течении Первой Мировой войны самолёты из полотнянно-веревочных чудных механизмов превратились в новый, чрезвычайно эффективный род войск. Далее, весь ХХ век как военная, так и гражданская авиация получила мощнейшеее развитие. Заинтересованность в ней, авиации, как эффективном средстве и вооружении позволила получать учёным и конструкторам мощное финансирование. Причём не только специализированым авиационным отраслям промышленности, но и смежным с ней. Способствовало развитию авиационных технологий и то, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) для создания новых авиационных конструкций могли опираться на фундаментальные исследования в области физики тел и материалов которые в ХХ веке также достигли необычайных высот.
Всё вышеуказанное уже к началу 80-х годов ХХ века воплотилось, по сути, в слиянии авиации и космонавтики в виде уже серийных образцов техники. Это многоразовые транспортные системы "Спейс Шатл" и "Буран". В дальнейшим развитием этих систем могло стать появление полноценных орбитальных самолётов. Однако исчезновение глобального противостояния между СССР и США стало основной причиной закрытия существующих ракетопланных систем и полного прекращения развития данной тематики. К сожалению, на сегодняшний день самое перспективное из направлений развития летательных аппаратов тяжелее воздуха отброшено на долгие годы назад. Никакие современные цифровые технологии не смогли вновь создать летательные аппараты которые могут не только вывести на орбиту Земли многотонные конструкции, но и вернуть их с орбиты на поверхность Земли.
Конечно у скептиков возникнут возражения в необходимости многоразовых транспортных систем неотъемлимой частью которых является ракетоплан, орбитальный самолёт. Однако примеры возвращения к отвергнутым техническим достижениям в области авиации и космонавтики, например таким как сверхзвуковые пассажирские самолёты и многоразовые космические системы показывают, что в области осовоения воздушно-космического пространства наша цивилизация, как минимум, стоит на месте.