Финляндия выбрала F-35 в качестве нового истребителя своих ВВС.

Финляндия выбрала F-35 в качестве нового истребителя своих ВВС.

10 декабря 2021 года правительство Финляндии официально объявило о выборе американского истребителя пятого поколения Lockheed Martin F-35А Lightning II для ВВС Финляндии.

 В начале программы конкурса испытаний HX Challenge для выбора нового истребителя для ВВС Финляндии, когда в число претендентов не входил F-35, написал статью о шансах каждого из претендентов. С цифрами, графиками и сравнением характеристик. Планировал цикл статей. Однако, как только узнал, что в число претендентов вошёл F-35 понял, что в выбор финской стороны может быть основан не на тактико-технических характеристиках и экономической составляющей.

Предположил, что выбор нового истребителя для финских ВВС будет в немалой составляющей определяться политической составляющей. И, не ошибся.

5 декабря 2021 года финская газета "Iltalehti" ссылаясь на "несколько источников в сфере внешней политики и безопасности" сообщила, что Силы обороны Финляндии выбрали для ВВС Финляндии, в качестве замены самолётам F/A-18C/D Hornet, победителя в конкурсе испытаний HX Challenge. Им стал F-35А Lightning II.

 И уже 10 декабря 2021 года правительство Финляндии официально объявило о выборе американского истребителя пятого поколения Lockheed Martin F-35А Lightning II в тендере по программе HX -выбор перспективного истребителя для замены в военно-воздушных силах Финляндии истребителей Boeing F/A-18C/D Hornet. Теперь Командование тылового обеспечения Сил обороны Финляндии уполномочено подписать с правительством США контракт на закупку самолетов F-35А Lightning II.

  Главный вывод, который можно из этого сделать – победила политика, а не благоразумие. Очень жаль – ведь раньше основой выбора финских властей всегда была практичность.

 Почему F-35А Lightning II является очень плохим выбором для ВВС Финляндии? Во-первых, практика эксплуатации данного типа истребителя показывает его очень относительную военную ценность. Постоянные эксплуатационные проблемы, высокая стоимость содержания, отсутствие практического применения в боевых действиях. Для примера – в палубной авиации ВМФ США только в этом году F-35 пошёл в свой первый длительный строевой поход на борту авианосца. Это произошло через несколько лет после официального его принятия на вооружение авиацией ВМФ. Также Израиль, постоянно применяющий для реальных военных действий свою авиацию, ничего не говорит об успешном применении F-35.

Другой, очень характерный пример – Великобритания сокращает закупки истребителей F-35. Первоначально планировалось купить 138 штук, затем 90. Сейчас после поставки 48 штук решено отказаться от закупки остальных. Причина – несоответствие реальных характеристик самолётов заявленным. Причём это разрыв контракта. А для этого нужны веские основания, а не эмоции. Очевидно, англичане их нашли.

 И стоит помнить, что изначально, даже при соответствии всем заявленным характеристикам F-35 не является полноценной самостоятельной боевой единицей. Его предназначения – быть частью сетецентрической концепции военной доктрины. Про некоторую уязвимость данной доктрины нужно рассказывать в отдельной работе. Сейчас немного фактов применительно к F-35. Как минимум, чтобы эффективно использовать все свои заявленные характеристики, этому самолёту нужен самолёт дальнего радиолокационного обнаружения ДРЛО. Таких у финских ВВС нет. Не случайно шведы уже не одно десятилетние пытающиеся продвигать собственные легкие истребители предлагали в случае выбора их легкого истребителя поставить одновременно с ним и небольшой самолёт ДРЛО.  

 Сетецентрическая военная доктрина – это прежде всего доктрина нападения, а основным предназначением вооруженных сил Финляндии была всегда самооборона.  F-35 по всей своей концепции как раз один из элементов сетецентрической доктрины – и его предназначение больше ударное, а не оборонительное. В следствие этого как раз может пострадать обороноспособность Финляндии. Ей нужны самолёты способные надежно выполнять функции перехватчика, патрулирования границ, в том числе и без поддержи наземных и воздушных пунктов ДРЛО, а таким самолётом F-35 не является. Опять же есть уже практические примеры. Натовские F-35 выполняющие перехваты и сопровождение самолётов российской авиации, выполняющей поставленные задачи в воздушном пространстве над нейтральными водами, столкнулись уже с рядом проблем. В том числе при сопровождении низкоскоростных целей. При этом российские самолёты следовали без сопровождения истребителей. Что будет при попытках перехватить высокоскоростные самолёты с комплексом РЭБ (например, Ту-22М3, Ту-160), думаю, понятно. Про перехват и сопровождение ЛА, имеющих сопровождение в виде истребителей не идёт и речи.   

 Однако, надо отдать должное Финляндии удалось выторговать, наверно, наилучшие условия покупки самолётов F-35.

 Финны всегда стремились максимально локализировать производство эксплуатируемой в своих ВВС техники на территории своей страны. Выгода этого очевидна и понятна – экономическая составляющая и освоение новых технологий. Так было, к примеру, с самолётами F/A-18C. Первые несколько экземпляров F/A-18C и D были поставлены из США, остальные собирались на производственных мощностях в Финляндии.

 Контракт на поставку F-35 в ВВС Финляндии предусматривает производство передней части фюзеляжа F-35 в Финляндии и производство ряда конструктивных элементов планера, а также испытаний и технического обслуживания оборудования.  Кроме того, Финляндии был предложен проект окончательной сборки двигателей Pratt & Whitney F135 для ее самолетов F-35A. Условия, конечно, очень заманчивые. Но, что будет в реальности? Узловая «отверточная» сборка? Если так, то это несколько лучше, чем полная покупка, которой довольствуются большинство стран, покупающих F-35 и это скорее всего уже больше экономика, чем обороноспособность. И возникает ещё один вопрос – если США так активно «раздают» возможность сборки сверхтехнологичного F-35, а, следовательно, и возможности ознакомления и использования его технологий – может, как и предполагают многие эксперты, ничего сверхсовременного в этом самолёте нет? Всего лишь эффектная обёртка достаточно старых технологий. Ведь США всегда действовали не во вред себе. Даже за счёт интересов партнёров-союзников. Плюс надо не забывать, что не просто боеготовность, а просто полётопригодность F-35 очень зависит от БРЭО и программного обеспечения. Не зря одним из пунктов контракта на поставку F-35 в Израиль стало полное оснащение израильских F-35 БРЭО и программным обеспечением израильской разработки и производства.    

 В завершении стоит отметить ещё один момент – Финляндия, если примет на вооружение F-35, то наряду с Норвегией (в которую они ещё не поставлены) станет одной самых северных страной, эксплуатирующей данный тип самолётов. Но вот его возможности не просто эксплуатации, но и боеготовности в суровых климатических условиях в течении длительного времени остается неясной. Одно дело произвести определённый цикл испытаний в рамках программы выбора и сравнения перспективных, для принятия на вооружение, истребителей – совсем другое длительная эксплуатация в сложных климатических условиях, как уже показала практика, очень неоднозначного, в плане расчётных характеристик, самолёта. Силы обороны Финляндии планируют длительный срок службы истребителя F-35.

 Расчётный срок службы F-35 рассчитан до 2060-х годов. Это достаточно большой отрезок времени. Выдержит ли этот марафон материальная часть F-35 и во сколько это реально обойдётся экономике, бюджету Финляндии и как скажется на уверенности финнов в боеспособности своих ВВС – вопрос открытый.