F-4 - глазами летчика ч.1

F-4 - глазами летчика ч.1

Всё знают многие знаменитые, и даже легендарные военные самолёты. Многие из них, несмотря на объективные недостатки, стали этапными конструкциями в области военного авиастроения. А как они выглядели в повседневной лётной эксплуатации, при боевом применении? Объективно об этом могут рассказать только лётчики, летавшие на них. Предлагаю вашему вниманию большой цикл публикаций, в которых будут собраны рассказы и мнения лётчиков о полётах на военных самолётах.

 Едва ли найдётся более знаменитый в истории США более знаменитый военный самолёт, чем F-4 «Фантом».  Он был одним из классических символов США 60-70 годов. Но много ли мы знаем о нём? Каким он был глазами тех, кто летал на нём? Что в нём ценили, чем были недовольны? Итак, реальные воспоминания лётчиков, для которых многих из которых полёты на F-4 были ежедневным делом.

 Наиболее интересные и объективные имена самолётам  дают именно те, кто связан с ними ежедневно,  часто на протяжении многих лет. Всё знают F-4 под официальным именем собственным Фантом – в переводе с английского Призрак. Однако среди лётчиков он известен как Носорог (Rhino). Почему Носорог? Вот, что об этом сказал полковник Уильям Шаал:

«Первое, что поражает в Фантом это его огромный размер, нескладность выступающих  антенн, воздухозаборников и обтекателей и общее отсутствие эстетичности. Когда обходишь самолёт (перед.вылетом), то обычно замечаешь небольшие утечки топлива и гидравлической жидкости. Это считалось нормой. Всегда нужно было обращать внимание на антенны и другие выступающие детали планера, о которые можно было ударится головой. Многие летавшие на F-4 получали подобные «удары Носорога».

 А каким был в полёте F-4? Начнём с описания вторым членом экипажа (с места офицера систем вооружения) испытательного полёта выполненного в 1966 году на F-4B:

«Взлёт был произведён с включенными форсажными камерами двигателей. Далее, не выключая их, через 30 секунд после взлёта была достигнута скорость 740 км/ч. Затем в наборе высоты она увеличилась до 910 км/ч на высоте 5200 м, на высоте 7600 м скорость была 980 км/ч. Через 2 минуты 35 с на высоте  10 700 метров скорость составила М=0,9. Ещё через минуту  (3, 5 минута полёта) скорость уже превысила скорость звука и стала равной М=1,2.  Двукратной скорости звука М=2. самолёт достиг через 5 минут 42 с момента взлёта.  Наибольшая скорость достигнутая в полёте составила М=2.1 или 2220 км/ч на высоте 11 300 метров. На этот момент самолёт находился на расстоянии от аэродрома в  120 км. Запас топлива на момент взлета в 5450 кг к моменту достижения максимальной скорости составил 2600 кг. Свыше половины изначального запаса топлива было потрачено на набор высоты в 11 300 метров и двукратное превышение скорости звука».

 

F-4 - глазами лётчика ч.2

F-4 - глазами лётчика ч.3

F-4 - глазами лётчика ч.4