F-4 - глазами летчика ч.2

F-4 - глазами летчика ч.2

Продолжаем знакомство с легендарным «Носорогом» McDonnell Dоuglas F-4

 В кабину «Фантома» можно забраться без помощи аэродромной стремянки. С левой стороны перед воздухозаборником из фюзеляжа самолёта можно извлечь автоматически выпускаемую встроенную лестницу, став на которую можно дотянуться до кнопок открывающих фонари кабин.

 Кабина летчика внутри имеет достаточно ограниченное внутреннее пространство. Также её особенностью является низко расположенное, относительно линии остекления, катапультное кресло. Это, в сочетании с находящейся позади с превышением кабиной оператора вооружения, делало обзор назад практически отсутствующим. Один из лётчиков F-4 сказал о кабине следующее – «сначала было ощущение нахождения в ванне с лабиринтом переключателей и шкал приборов, из которой выглядывает только твоя голова». Пространство задней кабины оператора управления вооружением было также ограниченным.

 В пилотировании F-4 был строгим самолетом, не прощавшим ошибок летчикам не умевшим «слушать» его. Но как сказал летчик  ВВС США полковник Уильям Шаал: -« как  только ты научился понимать его, самолёт становился превосходным».

 Первое, вспоминают лётчики-ветераны F-4, с чем сталкивались начинающие осваивать «Носорог» лётчики, был отказ от отклонения элеронов на больших углах атаки самолёта. Вместо того, чтобы выполнить крен вправо или влево требовалось задействовать руль направления.

 О начале выхода самолёта из под контроля F-4 предупреждал рысканьем носовой части самолёта. Для выхода из этого, предотвращения сваливания, требовалось держать ручку управления в нейтральное положение. Тяжёлая носовая часть самолёта имела тенденцию к пикированию и выводила из подобной ситуации. Если угол атаки был слишком большим, то при установке ручки управления в нейтральное положение, после нескольких секунд скольжения благодаря капотирующему моменту тяжёлой носовой части, самолёт выравнивался. 

 Вот ещё несколько особенностей в технике управления «Фантомом»:

 - небольшие скорости и большие углы атаки на средней высоте требовали небольшой тяги

 - при переходе с форсажа или максимальной тяги сразу на «малый газ», затем сразу с малого на «максимал» и форсаж, двигатели могли остановится

 - при маневрировании с большой перегрузкой следовало учитывать затягивание в пикирование при приближении к скорости звука

 Наличие второго члена экипажа распространенно даже на высокоавтоматизированных  многоцелевых и ударных современных самолётах поколения 4 и 4++.  F-4 «Фантом» был одним из первых истребителей успешно сочетавших функции как истребителя, так и ударного самолёта.  При уровне бортового электронного оборудования того времени наличие оператора систем вооружения было обязательным. При выполнении боевых задач лётчик управлял самолётом, а вооружением оператор. Но при этом члены экипажа могли дополнять и помогать друг другу в выполнении своих функций. Летчик мог самостоятельно выполнить пуск управляемых ракет ближнего боя с тепловой головкой самонаведения. Оператор при визуальных атаках наземных целей, в ходе воздушного маневренного боя оказывал существенную, часто критически необходимую помощь. По воспоминаниям лётчиков F-4 команда оператора «на себя» (ручку управления самолётом) при потере пространственного ориентирования во время маневренного воздушного боя, при пилотировании в сложных метеоусловиях, сохранили жизнь многим экипажам. Также при навигации и выходе на цель оба члена экипажа помогали друг другу.

F-4 - глазами лётчика ч.1

F-4 - глазами лётчика ч.3

F-4 - глазами лётчика ч.4