F-4 - глазами летчика ч.3

F-4 - глазами летчика ч.3

С третьей части будет описание воздушных боёв с участием F-4. Война во Вьетнаме - часть 1.

  В начале войны во Вьетнаме лётчики на F-4 лишённых пушечного вооружения при атаке северовьетнамских истребителей придерживались двух тактик.

 Первая, используя преимуществом в скорости (на начальном этапе боевых действий ВВС северного Вьетнама использовали дозвуковые МиГ-17) сближались с противником и старались поразить его ракетами ближнего радиуса действия. После этого также используя преимущество в скорости быстро выходили из боя, стараясь не допускать горизонтальных виражей, на которых более легкие и маневренные МиГ-17 быстро сближались с F-4 на дистанцию менее 1 км, где F-4, оснащенные только ракетным вооружением, были безоружны.  

 Вторая тактика ведения воздушного боя состояла в том, что несколько «Фантомов» завязывали ближний бой. При этом одно звено маневрировало на виражах, а второе быстро набирало высоту и оттуда атаковало МиГи ракетами средней дальности.

 Однако, большинство воздушных схваток происходило по следующему, третьему, сценарию -  когда F-4 были в роли обороняющихся.

  МиГ-17 взлетали с небольших хорошо замаскированных аэродромов подскока и стремительно атаковали ударные группы, летевшие в плотных боевых порядках и сопровождаемые истребителями эскорта. После быстрой атаки МиГи стремительно снижались и, испльзуя для маскировки рельеф местности, возвращались на свой аэродром. В целом тактика была очень удачной и приносила успех северовьенамским лётчикам. Даже если не удавалось сбить самолёты противника, то они были вынуждены сбрасывать бомбовую нагрузку либо до цели, либо не прицельно. Однако, если в кабине F-4 был лётчик прекрасно владевший самолётом, сообразительный и грамотный тактик, то МиГ-17 могли из охотников превратится в добычу. Как раз один из таких воздушных боев описывает полковник ВВС США Робин Олдс:

«20 мая 1967 года группа под моим командованием состоящая из 16 F-4C взлетела и дозаправилась в воздухе. После этого мы взяли курс на север. Вскоре к нам присоединились два истребителя-бомбардировщика F-105 «Тандерчиф». По пути следования нас атаковали 16 МиГ-17. F-105 продолжили прорываться к цели, а мы приняли бой.

 Резко развернувшись, я спикировал на МиГи, которые были ниже нас. Однако много МиГов противника находилось и выше нас по высоте. В этот момент я увидел, что носовая часть самолёта моего ведомого объята пламенем. Наблюдаю как сбросились фонари кабины и из неё вылетают кресла с лётчиками. Уже краем глаза вижу купола раскрывшихся парашютов и понимаю, что парни остались живы. В ту же секунду МиГ, очевидно, тот, который сбил моего ведомого, обстрелял и меня. Пушечные снаряды пронеслись рядом с кабиной нашего самолёта. Круто бросив самолёт вниз и право выхожу из-под обстрела. Вдруг откуда-то снизу появился ещё один МиГ, и я начал его преследовать. Бой происходил непосредственно над аэродромом с которого взлетели МиГи. Их огневую мощь усиливали наземные 37-мм и 57-мм зенитные орудия. Под их защиту противник старался уйти, если в хвост ему заходил F-4. В этом кипящем котле из самолётов и трасс зенитных орудий мне удалось выпустить ракету «Спэрроу» (управляемая ракета средней дальности) по преследуемому мной Мигу. Как мне показалось она поразила цель. Неожиданно на фоне земли замечаю одиноко летящий с небольшой скоростью МиГ-17. Он летел на низкой высоте между холмов выполняя восьмёрки. Я решил, что в нём находится командир группы вьетнамских истребителей, который управляет воздушным боем. Офицер в МиГе внимательно следил за воздушным пространством – как только его замечал и к нему устремлялся один из самолётов моей группы, он наводил на него другой МиГ.

 Однако топливо у наших F-4 стало заканчиваться, и я дал команду группе своих «Фантомов» выходить из боя. Со снижением, на форсаже F-4 выходили из боя и направлялись к аэродрому базирования. Но у меня не выходил из головы тот МиГ, который управлял группой самолётов противника. Взглянув на топливометр, я решил, что у меня есть ещё несколько минут. Снизившись до высоты не более 15 метров, обходя рельеф местности я повернул самолёт к месту завершившегося боя. И я обнаружил этот МиГ! Он летел впереди меня и также заметил мой самолёт. Он включил форсаж и начал выполнять резкие манёвры. При этом он находился ниже меня на предельно малой высоте. Подлетев к гряде холмов и обогнув их он начал снижаться в долину. Я последовал за ним. Противник находился на дистанции пуска «Сайдуиндера» ( управляемая ракета малой дальности). Но я не мог выстрелить – ракета не способна захватить цель на фоне земли. Стараясь подловить МиГ на фоне неба, я сказал оператору: «Стив, следи!» В конце долины у противника был выбор – или обогнуть стену ущелья, либо врезаться в неё. И, действительно, МиГ-17 немного набрал высоту и начал перелетать через стену ущелья. И тут же оказался выше меня. Мгновенно выпустив «Сайдуиндер», мы с оператором наблюдали как ракета поразила нашу цель прямым попаданием. Я тут же поспешил на встречу с самолётом заправщиком. Топлива оставалось лишь на 8 минут полёта.»

F-4- глазами летчика ч.1

F-4 - глазами лётчика ч.2  

F-4 - глазами лётчика ч.4