Фантом - боевое применение

Фантом - боевое применение

Самолёт F4 Фантом 2 фирмы McDonnell Douglas с начала 60-х и до конца 70-х годов ХХ века являлся самым распространённым тактическим многоцелевым истребителем ВВС стран-участниц блока НАТО. За 18 лет эксплуатации самолёта он выпускался в 17 различных модификациях.

 Самолёты F4 Фантом широко применялись командованием американских и израильских ВВС, ВМС в театрах военных действий на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии в вариантах истребителя-бомбардировщика, истребителя для завоевания превосходства в воздухе и тактического разведчика.

 Всепогодные тактические истребители Фантом могли выполнять широкий спектр задач:

 - перехват воздушных целей

 - ведению маневренного  

   воздушного боя

 - нанесение бомбовых ударов 

   по наземным целям

 - ведению разведки

 - поcтановки помех

Также эти самолеты являлись носителями ядерного оружия.

В варианте истребителя-бомбардировщика самолёт применялся для выполнения главным образом ударов по земле на удалении 150-800 км от линии от аэродрома базирования.

 На Ближнем Востоке тактика боевого применения самолётов F-4 Фантом в варианте истребителя бомбардировщика в основном заключалась в использовании их только на малых высотах и в составе небольших групп. Цели атаковались с первого захода с помощью быстротечного восходящего манёвра. Время пребывания ударной группы в районе цели удара было минимальным. Боевой порядок составляла колонна из пар самолётов.

 Основными целями израильских самолётов F-4 Фантом были аэродромы противника. Эффективность таких ударов признана недостаточной. Большинство целей находилось в железобетонных укрытиях, а повреждения взлетно-посадочной полосы восстанавливались за короткое время. В ходе таких ударов самолёты ВВС Израиля F4 Фантом несли потери от огня зенитной артиллерии.

 Причины потерь самолёта F4 Фантом при таких ударах были связаны с несовершенством способов бомбометания в тот период времени. Чтобы сбросить боеприпасы точно на взлётно-посадочную полосу лётчику, необходимо было выйти на высоту 400-700 м и произвести прицеливание, которое занимало определенное время. Этого времени было достаточно, чтобы боевые расчёты зенитных батарей подготовились стрельбе и открыли огонь по воздушному противнику. Способом метания с предельно малой высоты с применением бомб, имеющих тормозные устройства, оказался недостаточно эффективным вследствие низкой точности попадания данных типов боеприпасов.

 В Индокитае самолёты F4 Фантом применяемые в качестве истребителя-бомбардировщика для нанесения ударов по целям на территории Вьетнама приходилось преодолевать расстояние 700-800 км от аэродрома базирования. Полёт выполнился с дозаправкой топливом в воздухе. Зона заправки находились на высоте 7-8 тысяч метров вне воздушного пространства Вьетнама. В них дежурили в ожидании ударных групп самолётов F4 Фантом самолёты-заправщики KC-135. Общая продолжительность ударной операции с учётом двух дозаправок в воздухе достигала 3,5 часов.

 Профиль полёта к целям на территории Вьетнама был с переменным профилем по высоте. Вне района боевых действий маршрут проходил на высоте 7-9 тысяч метров, а при приближении к рубежу обнаружения радиолокационными станциями по противника самолёты снижались на предельно малые и предельно малые высоты для маскировки на фоне земной поверхности.

 В районе расположения зенитно-ракетных комплексов манёвры самолётов выбирался в зависимости от характера цели и условий боевой обстановки. Маршрут полёта к малоразмерным неподвижным целям, координаты которых были известны, проходил на малой высоте для достижения внезапности. Чтобы точно выйти на цель экипажи использовали хорошо заметные с воздуха визуальные ориентиры.

Также применялся способ наведения на цель ударной группы с помощью самолёта-разведчика, летевшего впереди основной группы истребителей-бомбардировщиков на средней высоте. Так как обнаружить цель основной группе, летевшей на малой высоте с большой скоростью было сложно, то самолёт-разведчик летящий впереди группы обнаруживал её сбрасывал на цель сигнальные бомбы. Основная группа истребитель-бомбардировщиков ориентировалась и    прицеливалась по месту разрыва сигнальных бомб с самолёта-разведчика. Основная ударная группа сбрасывала бомбы с пикирования под углом 30-45 градусов. Да ты выполнялся манёвр боевой разворот или полупетля.

 Массированные удары объект с большой площадью и сильной защиты ПВО наносились большие группами истребитель-бомбардировщиков боевых действий летели на высотах 3.000 5.000 М рассредоточенном боевом порядке. Расстояния между двумя самолётами в группе выдерживали такими, чтобы исключить их поражение одной зенитной ракетой. Каждый полёт группы с истребителей бомбардировщиков маскировался постановкой активных и пассивных помех специальными самолётов EB-66C (также могли использоваться истребители-бомбардировщики F-4 Фантом с подвешенными контейнерами РЭБ) которые находились патрулирующих в зоне цели или находившихся в боевых порядках истребителей бомбардировщиков.

 Существенными недостатком истребителя бомбардировщика F4 Фантом отказались его недостаточные маневренные возможности. Даже при неполной боевой загрузке самолёт терял маневренные качества настолько не мог выполнять эффективно противоистребительный или противоракетный манёвр. Внешняя подвеска боевой нагрузки для удара по наземным целям увеличивала его лобовое сопротивление, возрастал расход топлива, появлялся тепловой нагрев обшивки при использовании сверхзвуковой скорости. Вследствие этого сверхзвуковая скорость полёта при выполнении ударов по наземным целям не использовалась вообще. Обычно такие задания на выполнялись на скорости 0,9-0,8 Маха.

 Способы выполнения атак по наземным целям лётчиками самолётов F4 Фантом выбирались с учётом особенности применяемых средств поражения. Например, управляемые бомбы с лазерными и телевизионными системами наведения имели высокую точность попадания, но требовали выдерживание устойчивого режима полёта во время прицеливания. Вследствие чего увеличилась уязвимость самолёта от огня средств ПВО.

 В качестве истребителя самолёты F4 Фантом привлекались для решения задачи по прикрытию ударных групп тактической и стратегической авиации и вооружались управляемыми ракетами класса воздух-воздух. В начале военного конфликта во Вьетнаме или пусть вооружения. Позже выяснилось необходимость на борту пушечного вооружения. В начале на самолёте начали подвешивать контейнеры с пушками. Позже начиная с модификации F4E появилась встроенная шестиствольная пушка Вулкан.

 Для прикрытия ударных самолётов истребитель Фантом создавались группы различного тактического назначения. Прикрытие ударной группы на маршруте к цели и обратно группа непосредственного сопровождения. Изоляция района нанесения удара на группу заслона. На направлениях возможного появления истребителей противника дежурили самолёты так называемого дальнего перехвата. Также могли выделяться дополнительные группы прикрытия. При полёте на задание стратегических бомбардировщиков B-52 выделялась отдельная группа истребителей Фантом для блокировки аэродромов в которых могли взлететь истребители противника.

 Информация о воздушной обстановке командиром групп самолётов истребительного прикрытия поступала с самолёта дальнего радиационного обнаружения, выполнявшего полёт вне зоны боевых действий. До района расположение целей по которой предполагался удар все самолёты группы включаю истребительную ударную и доразведки летели в общем боевом порядке. При приближении к цели истребитель дальнего перехвата заслона и блокировки аэродромов выдвигались вперёд занимали исходное положение с некоторым упреждением по времени начала удара.

 В процессе операции по удару задачи групп могли расширяться. Например, самолёты заслона часто привлекались для постановки пассивных помех на маршруте исследования бомбардировщиков, а затем занимали зоны вокруг объекта удара эшелонируясь по высоте группа непосредственного сопровождения после выхода на цель выполняла функции истребителей дальнего перехвата.

 Как показали воздушные бои во Вьетнаме самолёт F4 Фантом в варианте истребителя мог наиболее эффективно вести бой на малых высотах и высоких скоростях. Это объяснялось высокой прочностью конструкции самолёта Удельная нагрузка на крыло. Если в процессе боя скорость падала ниже 600 км/ч, то маневренные возможности самолёта ухудшались. Ошибки лётчика при пилотировании в области критических режимов приводили к срыву истребителя в штопор. Невысокими оказались и возможности самолёта в качестве истребителя приведение воздушного боя на сверхзвуковой скорости. Отмечались такие недостатки как отсутствие возможности вертикального манёвра и значительный радиус разворота.

 Исходя из вышесказанного самолёты F4 Фантом во Вьетнаме выполнявшие роль истребителей избегали вступать в преднамеренный воздушный бой. Они вступали в него только при наличии большого численного превосходства. Исключение составляли эпизодические действий из засад и во время свободной охоты в районе базирования истребителей противника. В таких случаях противник атаковался внезапно с малой высоты с применением управляемых ракет средней дальности Спэрроу.

 На Ближнем Востоке практика применения самолётов F4 Фантом как истребителей была несколько иной. Воздушный бой самолётам F4 Фантом помогали ввести лёгкие и маневренные истребители Мираж IIIC. Они участвовали в завязке боя и демонстративных действиях по отключению внимания истребители противника. А Экипажи истребителей F-4 Фантом выбирали благоприятный момент для внезапной атаки снизу с последующим пуском управляемых ракет воздух-воздух.

 F4 Фантом как в Юго-Восточной Азии, так и на Ближнем Востоке использовались и в качестве самолётов тактической разведки. Достаточно высокие лётные скоростные и высотные характеристики, значительный радиус действия способствовали выполнению задач по тактической разведке с воздуха. При выполнении таких задач полёты выполнялись днём и ночью с больших и малых высот.

 На самолётах F4 Фантом применявшихся в качестве самолётов тактической воздушной разведки устанавливалась оптическая инфракрасная и радиолокационная аппаратура которая обеспечила получение разделительных данных в различных метеорологических условиях.

 Самолёты разведчики RF-4 Фантом во время боевых вылетов при необходимости выполняли противозенитные манёвры. Также эти самолёты включились в боевой порядок ударных групп с задачей ведения радиотехнической разведки и доразведки объектов по которым наносился удар. Например, при включившейся наземной РЛС устанавливалось направление и дальность донеё и оператор самолёта-разведчика RF-4 Фантом давал информацию группе для подавление средств ПВО.

 Также самолёты разведчики RF4 Фантом использовались в качестве самолётов целеуказания. Прилетев раньше ударной группы в заданный район экипаж самолёта-разведчика при обнаружении объекта, цели и давал целеуказания истребителям-бомбардировщиков которая атаковал цель, часто обозначая цель визуально с помощью «сигнальных» ракет, бомб, выделявших большое количество дыма.

 Непосредственно во время боевого применения основываясь на опыте боевых действий самолёты F4 Фантом постоянно модифицировались. Они получили более мощные двигатели дополнительный топливный бак хвостовой части фюзеляжа, что повысило энерговооруженность радиус его действия; автоматически выдвигаемые предкрылки, которые обеспечили большую угловую скорость и уменьшило радиус разворота.