Будущие "истребители". Глава 1. Начало пути

Будущие

Попытка заглянуть в будущее авиации через анализ развития военной авиации со второй половины ХХ века до настоящего времени. "Только что завершилась вторая мировая война. Главным её итогом, применительно к развитию авиации, стало начало использования качественно нового двигателя на самолетах - реактивной силовой установки."

                                               Первые шаги.

 

 Только что завершилась вторая мировая война. Главным её итогом, применительно к развитию авиации, стало начало использования качественно нового двигателя на самолетах - реактивной силовой установки. Принцип её действия был известен и отдельные эксперименты по применению в авиации проводились и ранее, но в серийное производство и применение на самолетах произошло именно в конце второй мировой войны.

 Наибольших успехов в области реактивной авиации в указанный период достигли немецкие конструкторы. Они создали два типа истребителей - узкоспециализированный перехватчик Мессершмитт Ме-163 "Комет", многоцелевой Мессершмитт Ме-262 и бомбардировщик Арадо Ар-234. 

 

 Ме-262

 

 Ради полноты картины нужно упомянуть и немецкий реактивный истребитель Хенкель He-162. Но он был построен в очень маленьком количестве, в боевых действиях участия фактически не принял. К тому же конструкция самолета была не слишком удачной.

 Следует отметить, что и  Ар-234 как и Ме-262 тоже не являлся узкоспециализированным самолетом  и имел разведывательную модификацию. Так что концепция многоцелевого самолета, как видно, возникла и была воплощена на практике уже очень давно. Просто в отдельные периоды развития современной военной авиации она уходила в тень, уступая главенствующую роль многообразию узкоспециализированных ЛА, но в итоге все же стала господствующей.

 Итак, революция свершилась. Даже будучи еще очень несовершенными с технической точки зрения, реактивные силовые установки обеспечили качественный скачёк в характеристиках военных самолетов. Превосходство их, над тогда традиционными винто-поршневыми силовыми установками, было подавляющим. Сход со сцены поршневых истребителей был очевиден. Оставался вопрос, насколько быстро это произойдет.

 

                                              Становление.

 

 Завершив дела связанные с окончанием второй мировой войны, ведущие мировые державы оказались  втянутыми в новое глобальное военно-политическое противостояние между основными политическими системами и блоками - началась "холодная война" и основным полем битвы в которой, наряду с локальными войнами, стала тотальная гонка вооружений. Военная авиация, как одна из вершин, а на тот период времени, по сути, единственная, научно-технического прогресса стала развиваться стремительно.

 Первые реактивные самолеты были весьма незамысловаты - они основывались на принципах поршневого самолетостроения. Принципы конструкции планера и схемы оставались неизменными, изменилась лишь силовая установка. Но это продолжалось недолго. Скорость, немыслимая для поршневых самолетов, поставила перед конструкторами новые задачи. В итоге появилось стреловидное крыло - ключевой элемент конструкции скоростного реактивного самолета, его визитная карточка. Вторым элементом конструкции, который стал неотъемлемой частью конструкции военного реактивного самолета стало катапультируемое кресло пилота.

 Примерно, с этого времени началось разделение реактивных военных самолетов, истребителей прежде всего, по поколениям. К первому поколению скорее всего можно отнести все дозвуковые самолеты и первые сверхзвуковые спроектированные и поступившие на вооружение после окончания второй мировой войны. За этот период их конструкции изменились кардинально - от первых "гадких утят" созданных на основе планеров поршневых самолетов, до серийных машин превысивших скорость звука.

Основное соперничество развилось между главными противоборствующими сторонами в холодной войне - СССР и США. Интересные и жизнеспособные конструкции создавались и в других странах, например -  Дассо МД-520 Мистер, Дассо МД-450 Ураган во Франции, но они существенного хода на развитие истребительной авиации не оказали. 

 

Dassault MD-520

 

Dassault MD-450

 

 Самыми знаменитыми и этапными конструкциями реактивных истребителей первого поколения стали - советский МиГ-15 и американский F-86 Сейбр.

 

МиГ-15

 

F-86

 

 Споры и дискуссии о превосходстве друг над другом и соперничестве этих двух самолетов идут до сих пор. Но это не главное. А главное заключается в том что эти два очень успешных и востребованных самолета сформировали технический облик истребителя первого поколения. Итак это - небольшой однодвигательный самолет, с дозвуковой скоростью, хорошей маневренностью, с преимущественно артиллерийским вооружением, относительно простой и неприхотливый. Эти характеристики позволяли ему успешно вести бой с себе подобными самолетами и эффективно перехватывать, тогда еще поршневые, бомбардировщики и штурмовики.

 Технические несовершенства тоже имелись. Как показала практика, наличие даже простейшего радиолокационного оборудования необходимого для обнаружения противника и пилотирования в сложных метеоусловиях, стало очевидным. Так же остро стоял вопрос о максимальной скорости. Максимально возможная скорость - это до определенного времени идея фикс для самолетов-истребителей.

 Свои же задачи истребители первого поколения выполнили полностью - они стали использовать новую силовую установку, стали фактически в два раза быстрее поршневых истребителей (поздние представители первого поколения МиГ-19 и F-100 Супер Сейбр уверенно освоили сверхзвуковую скорость), стали надежны в эксплуатации, начали использовать ракетное вооружение.

 Быстрота и величина технического прогресса первого поколения реактивных истребителей была поистине огромна - фактически за 15 лет, с момента окончания второй мировой войны и до начала 60-х годов когда в серийное производство были запущены реактивные истребители второго поколения, были освоены и внедрены качественно новые технологии, ничего общего неимеющие с теми, что применялись при конструировании истребителей ранее.

 

© Хусаинов М.Г.