Будущие "истребители". Глава 2 - Выбор концепции или метод проб и ошибок.

Будущие

Попытка заглянуть в будущее авиации через анализ развития военной авиации со второй половины ХХ века до настоящего времени. "Ещё совсем недавно истребители стали реактивными, а вскоре они уже уверенно перешли звуковой рубеж скорости. Но жесткое, пусть и заочное, военное противостояние двух сверхдержав СССР и США стимулировало и дальше развивать конструкции истребителей."

                                Истребители - легенды и второй эшелон.  

 

  Ещё совсем недавно истребители стали реактивными, а вскоре они уже уверенно перешли звуковой рубеж скорости. Но жесткое, пусть и заочное, военное противостояние двух сверхдержав   СССР и США стимулировало и дальше развивать конструкции истребителей. К этому же опыт эксплуатации и боевого применения реактивных истребителей первого поколения показал, что не смотря   на впечатляющий прогресс по сравнению с поршневыми самолетами, они ещё далеки от совершенства, имеют ряд недостатков препятствующих оптимальному выполнению  своих функций, боевых задач.

  Если в первом поколении реактивных истребителей конструкторы в СССР и США создали две   относительно равные по характеристикам и концепции боевые машины, то при конструировании реактивных истребителей второго поколения они, конструкторы, создали, диаметрально противоположные по концепции  и виду самолеты. На смену прежним основным соперникам олицетворявшим достижения конструкторской мысли главных противоборствующих держав СССР и США     МиГ-15 и F-86 Сейбр, пришли две новые легенды в истории авиации - МиГ-21 и F-4 Фантом. Рассмотрим причины повлиявшие на созданием конструкторами таких непохожих истребителей, но вместе с тем призванных выполнять, по сути, одинаковые задачи.

 В  СССР на тот момент главным конструкторским бюро по  созданию  истребителей было ОКБ  МиГ. И небезосновательно. Успешно созданный практичный и функциональный МиГ-15, последующее развитие его конструкции МиГ-17 и сверхзвуковой МиГ-19 создали ОКБ статус ведущего в области конструирования истребителей в СССР. Так что было весьма ожидаемо что первый реактивный истребитель второго поколения будет создан в ОКБ Микояна и Гуревича.

Так оно и произошло.  В КБ МиГ создали МиГ-21. Относительно небольшой и легкий самолет, с довольно простым бортовым радиолокационным оборудованием, но развивавший скорость уже в два раза превышающую скорость звука. Причины того что облик истребителя вышел именно таким были скорее всего следующие:

  - во первых ни в КБ МиГ , ни вообще советская конструкторская школа до этого никогда не строили тяжелые истребители, даже когда речь шла еще о поршневых самолетах. Конечно, были отдельные проекты и даже малосерийные выпуски тяжелых истребителей на базе двухмоторных фронтовых бомбардировщиков, но широкого распространения они не получили.

  - во вторых, для создания тяжелого именно истребителя нужны мощные, но относительно компактные  двигатели, а вот с этим в тот период в СССР были проблемы. А вот в плане аэродинамики конструкторы в СССР были всегда очень сильны. В итоге на первых вариантах МиГ-21 мощность одного двигателя была меньше чем в сумме мощность двух двигателей устанавливавшихся на МиГ-19, а скорость МиГа-21 получилась намного выше.

  - в третьих, на тот момент времени были еще две объективные причины повлиявшие на создание именно реактивного истребителя в легкой весовой категории. Первая - отсутствие составляющих конструкции для которых был необходим большой планер, в основном это касается сложного бортового радиолокационного оборудования. Его попросту не было тогда,  не было в СССР, технологическое отставание в этой отрасли будет ликвидировано еще нескоро. Второе - концепция применения истребительной авиации. На тот период господствовала тактика глобального наведения на цели самолетов-истребителей, взлетавших с многочисленных аэродромов, с помощью разветвленной цепью мощных наземных радиолокационных станций. А возможность ведения боя между истребителями в сложных метеоусловиях вообще не рассматривалась. Плюс все больше нарастало увлечение ракетными комплексами. Они считались новым универсальным оружием. Истребителям хотели отвести лишь вспомогательную роль. Кстати в следствии этого изначально спроектированный с пушечным вооружением МиГ-21 было решено оснастить лишь ракетным вооружением. Но затем артиллерийское вооружение, основываясь на боевом опыте  снова вернули.

 Все вышеперечисленные объективные причины и сформировали облик нового основного советского реактивного истребителя второго поколения - небольшой по размерам, скоростной и маневренный.

 

 

МиГ-21

 

 Несколько по иному обстояли дела за океаном, у главного противника СССР -  Соединенных Штатов Америки.

  Когда был объявлен конкурс на новый реактивный истребитель для ВМФ США в американской промышленности имелись отличные достижения и в области электроники, и в области авиационного двигателестроения.  Первые позволяли создать мощный комплекс ботового БРЭО, вторые позволяли  сконструировать двигатели для самолетов самого широкого диапазона взлетного веса.  Все эти предпосылки воплотились в выдающемся самолете, произведшем революцию в сфере военной авиации -  McDonnell Douglas (МакДоннелл Дуглас ) F-4  Phantom (Фантом).

 

 F-4 Phantom

 

  F-4 "Фантом" изначально создавался как чистый высокоскоростной истребитель-перехватчик с мощным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и  ракетным вооружением предназначавшийся для защиты авианосцев от советских ракетоносцев Ту-16К путем их перехвата и уничтожения до момента пуска с их борта противокорабельных ракет. С этой задачей конструкторы справились блестяще - мощная собственная  РЛС самолета и четыре управляемые ракеты средней дальности в сочетании с высокими скоростными и высотными летно-техническими характеристиками, большим количеством самолетов-перехватчиков на борту авианосца являлись мощной защитой авианосной группы.

  Так как F-4 изначально проектировался как палубный самолет, то он должен был обладать хорошими взлетно-посадочными характеристиками и мощной конструкцией способной выдерживать часто запредельные нагрузки возникающие при полетах с авианосца. С этим конструкторы также справились. Неудивительно что таким удачным самолетом заинтересовались и ВВС США, кстати уже имевшие к тому времени на вооружении сверхзвуковые перехватчики второго поколения F-106 "Дельта Дарт". По результатам испытаний в ВВС США всего  через четыре месяца после принятия на вооружение Ф-4 ВМС и ВВС взяли "Фантом" на вооружение.

   МиГ-21 и F-4 "Фантом" не долго оставались заочными соперниками. Хотя различий у них было больше чем общих признаков,  подавляющее их преобладание над другими типами самолетов в вооруженных силах СССР и США соответственно, предопределило их противоборство. Итак начавшийся 2 апреля 1965 года вооруженный конфликт во Вьетнаме вывел эти самолеты на реальное противостояния друг другу через короткое время после их принятия на вооружение. МиГ-21 был принят на вооружение в 1960 году, а F-4 в 1961 году.

   По результатам боевого применения наиболее массовых истребителей второго поколения МиГ-21 и F-4 в небе Вьетнама сразу стали видны преимущества и недостатки каждой из конструкций.

  К его преимуществам МиГ-21 следует отнести большую маневренность и простоту эксплуатации. Недостатками явились несовершенство БРЭО и вооружения, небольшая дальность полета, особенно при частом использовании сверхзвуковой скорости.

  С Ф-4 все было наоборот -самолет был тяжел и неслишком маневрен относительно более легкого МиГа-21, но превосходил его по БРЭО, вооружению и дальности полета.

Как ни удивительно, но оба диаметрально противоположных по конструкции и почти всем характеристикам самолета весьма успешно выполнили каждый свои функции. МиГ-21 показал себя в  качестве простого и эффективного перехватчика с хорошими скоростными, высотными и маневренными характеристиками, которые позволяли уничтожать не только самолеты других типов- истребители-бомбардировщики, бомбардировщики, штурмовики и разведчики, но и бороться за господство в воздухе в ближнем маневренном бою с истребителями противника.

 F-4 же проявил себя не только как истребитель сопровождения и охранения ударных групп самолетов на большом удалении от точек базирования, а также как и многоцелевой самолет, который способен нанести удар по наземным целям вместе с ударными самолетами, а потом еще эффективно защитить их. Все это подтвердило жизнеспособность  каждой конструкции и выявило ее недочеты которые было необходимо устранить.

 Итак, по результатам первой части военного столкновения во Вьетнаме на современные, на тот период времени, истребители в следствии того, что ближний маневренный бой снова оказался востребованным, было возвращено артиллерийское вооружение и вопрос маневренности стал снова актуальным. Уже во второй половине вьетнамского конфликта F-4 получил встроенную пушку и активные предкрылки для увеличения маневренности. Конструкция МиГ- 21 ходе оставшегося времени боевых действий во Вьетнаме существенно не изменилась. Вьетнамский опыт МиГ-21 нашел воплощение уже в новой модификации самолёта с увеличенным запасом  топлива и улучшенным БРЭО  -  МиГ-21МФ, которая приняла активное участие в боевых действиях между Египтом и Израилем на Ближнем Востоке.

 В дальнейшем массовых столкновений, подобных войне во Вьетнаме и арабо-израильским войнам,  друг против друга МиГ-21 и F-4"Фантом" уже не возникало. Боевые действия с участием этих самолетов были, но без новых масштабных противостояний друг другу.

 На основе результатов боевого применения МиГ-21 и F-4 друг против друга конструкторы в СССР и США начали проектировать истребители следующего, третьего поколения.

Однако не только противостояние МиГ-21 и Ф-4 "Фантом" послужило основой для конструкторской мысли при проектировании истребителей последующих третьего и четвертого поколений. Оставшиеся в тени на фоне главных "звезд" второго поколения МиГ-21 и F-4 Фантом,  широкой общественности мало известны другие самолеты-истребители второго поколения, так же внесшие огромный вклад в совершенствование конструкций истребителей и развитие авиационной науки и промышленности в целом - это Су-15, F-106 Дельта Даггер, Су-9, F-105 Тандерчиф.

 Время с начала 60-х и до середины 70-х годов ХХ века стало золотым веком реактивной авиации, столько видов и типов летальных аппаратов (ЛА) не будет создано уже никогда. Остановимся подробней и на других истребителях второго поколения, зачастую их будет уместней рассматривать парами, особенно если это будет касаться ЛА двух основных противоборствующих стран СССР и США.

 Convair (Конвэр) F-106 Delta Dart (Дельта Дарт) и Су-15 Flagon ОКБ Сухого.

Изначально истребитель Ф-106 рассматривался ВВС США в качестве основного истребителя-перехватчика, планировалось построить большое количество самолетов для обеспечения надежной ПВО континентальной части США. Но почти сразу после его принятия на вооружение, ВМС приняли к себе в состав  удачный F-4 Фантом, который после сравнительных испытаний с F-106  был принят на вооружение и ВВС в качестве основного истребителя, в том числе и перехватчика. Дельта Дарты оказались ненужными. Хотя от их дальнейшей постройки отказались, принятые к тому времени на вооружение триста самолетов оставили в составе ВВС качестве истребителя ПВО где они прослужили до начала восьмидесятых.

 

F-106 Delta Dart. 

Photo USAF. Public domain.

 

 История  Су-15 развивалась по другому. Если ВВС США в лице Ф-4 Фантом получили основной универсальный  многоцелевой истребитель в разных модификациях успешно выполнявший почти все задачи и этим отодвинувший на второй план другие типы самолётов, то в СССР такого самолета во втором поколении создано не было. В качестве истребителя ПВО легкий МиГ-21 не мог полноценно и надежно прикрывать обширные воздушные границы Советского Союза. Даже при наличии большого количества аэродромов ему часто не хватало, из-за небольшого запаса топлива,    дальности полета и времени на поиск цели. К тому же радиолокационное оборудование МиГ-21 было не слишком сильным  -  предназначалось для простых метеоусловий и коротких дистанций до цели. Все вышеозначенные факторы и привели к созданию второго тяжелого типа истребителя, чистого истребителя-перехватчика, которым и стал Су-15.

 

Су-15 Flagon

 

  История создания и совершенствования Су-15 была непростой, но в итоге ВВС СССР получили хороший тяжелый перехватчик для ПВО страны. Вплоть до появления истребителей четвертого поколения Су-27 и МиГ-31 он оставался на вооружении истребительной авиации ПВО СССР. Обычно истребители-перехватчики ПВО, в отличие от многоцелевых, и фронтовых, редко принимают участие в воздушных боях и приобретают известность, но Су-15 как минимум два раза совершал те перехваты,  для которых был создан. По стечению обстоятельств в обоих случаях это были пассажирские лайнеры и по характеристикам они соответствовали основному стратегическому дозвуковому бомбардировщику ВВС США  Boeing (Боинг) В-52. Следовательно возможность перехвата подобной цели в реальных боевых условиях была подтверждена.

 После масштабных столкновений, в условиях реальных боевых действий, наиболее массовых истребителей второго поколения Миг-21 и F-4 стали очевидны сильные и слабые стороны каждого самолета и остро встал вопрос об их если не устранении, то о максимально возможном нивелировании. В США и СССР эту проблему решили разными методами.

  В СССР основным путем устранения основных недостатков МиГ-21 стало создание новых модификаций самолёта. В следствии этого выросла дальность полёта и стало совершенней вооружение и БРЭО самолёта.

 В США выбрали два способа решения недостатков конструкции F-4. Первым стал такой же как и в случае с МиГ-21 - создание новых модификаций. Самолёт получил артиллерийское вооружение и улучшение маневренных характеристик на дозвуковых скоростях. Но только созданием новых модификаций F-4 американцы не ограничились. Так как основным недостатком F-4 была большая масса, в следствии которой истребители того времени не могли показывать хороших  маневренных характеристик, то было принято решение сконструировать второй более легкий по массе истребитель. Таким самолётом стал Northrop (Нортроп) F-5 Freedom Fighter (Фридом Файтер).

 

 F-5 Freedom Fighter

 

 Эта концепция - мощный тяжелый истребитель с функциями дальнего перехватчика, истребителя сопровождения и возможностью в крайней необходимости наносить удары по земле и легкий истребитель основными задачами которого является ближний маневренный бой и завоевание превосходства в воздухе на "коротком плече" расстояний, стала определяющей для крупных авиационных держав. Отходя несколько в сторону, следует заметить, что такое разделение истребителей по массе и основным функциям произошла и в СССР. Как описывалось выше наряду с легким и маневренным МиГ-21 был сконструирован и принят на вооружение тяжелый Су-15.

 Вернемся же к истории и анализу характеристик F-5. Итак сделав выводы из начального периода вьетнамской войны руководство ВВС США поняло, что время ближних маневренных, так называемых "собачьих схваток",   не смотря на все утверждения теоретиков и качественный прорыв в развитии БРЭО и управляемых ракет воздух-воздух, еще не ушло в прошлое. Поэтому стало очевидно что для успешного противодействия более легким и маневренным МиГ-17 и МиГ-21 нужен более легкий и маневренный самолет. Такую роль был призван сыграть Нортроп F-5, созданный на основе легкого реактивного учебно-тренировочного самолёта Т-38.

 Теоретические расчеты американцев оказались верны - F-5 оказался маневренней МиГ-21.Это подтвердили и учебные бои в школе повышения летного мастерства " Топ Ган", и сравнительные бои проведенные советскими специалистами с участием МиГ-21 и F-5, а так же региональные конфликты на Ближнем Востоке и в Африке. Но несмотря на такой очевидный успех F-5 не получил статуса успешного и востребованного истребителя. Причины этого очевидны. В сравнении с старшим товарищем,  универсальным F-4 Фантом,  F-5 являлся более узконаправленным и специализированным самолетом. Хотя, в последствии, его конструкцию модифицировали для ударов по земле и разведке, но F-4 превосходил его по всем параметрам, кроме маневренности. А так как большинство стран либо не могли себе позволить, по экономическим причинам, эксплуатацию двух типов истребителей, то многие выбирали в качестве основы ВВС мощные F-4 Фантом.

 В ВВС США F-5 также не стал массовым самолетом. Модифицированные F-4 Фантом, как показал боевой опыт второй части вьетнамского конфликта и Ближнего Востока, при грамотном применении уже не были столь беспомощны в ближнем маневренном бою как прежде.

 Но своё влияние и след в истории авиации этот самолет оставил - концепция двухклассового парка истребителей, основоположником которой следует считать пару F-4- F-5 получила дальнейшее развитие в истории будущих истребителей.

Как уже было отмечено выше период с середины 50-х  до начала 70-х ХХ века  можно назвать золотым веком реактивной авиации - такого количества видов и типов реактивных летательных аппаратов не будет построено уже никогда. Поэтому следует упомянуть и другие реактивные истребители второго поколения которые хоть и не внесли решающего вклада в развитие концепции развития реактивной истребительной авиации, но при этом являлись яркими представителями тенденций самолётостроения второго поколения истребителей.

Все они  соответствовали  основным постулатам второго поколения  - полуторократная или двукратная сверхзвуковая скорость, возможность, в той или иной степени, успешно вести как перехват на средних расстояниях и больших высотах, так и ближний маневренный бой на средних и малых, ракетное и артиллерийское вооружение.

 

Dassault Mirage III

 

Французким конструкторам из фирмы Дассо удалось создать боеспособный самолёт нетрадиционной схемы "бесхвостка". По габаритам и массе истребитель относится к легким. Его летные данные для истребителя легкой массы следует признать средними.   

 Максимальная скорость и скороподъемность была на уровне одноклассников, а вот ограничения по перегрузке (максимум 6,7g) и возможности полета на больших углах атаки  были существенными недостатками как и не слишком высокие характеристики бортовой РЛС. Из плюсов следует отметить простоту конструкции и следствие высокую эксплутационную технологичность и низкую для подобного класса самолетов стоимость. 

 Звездный час Миражей был во время многочисленных войн на Ближнем Востоке. В основном друг  другу противостояли египетские МиГ-21 и израильские Миражи.  Французские самолёты выглядели в этом противостоянии неплохо, не в последнюю очередь благодаря хорошей подготовке израильских пилотов и тщательно продуманной тактике боевых действий. Но полного превосходства над МиГ-21 им добиться не удалось, несмотря даже на не слишком высокий уровень летного мастерства египетских пилотов.

 

Saab 35 Draken

Public domain.

 

 

Ещё один истребитель оригинальной аэродинамической схемы "бесхвостка". Если французкие авиаконструкторы создали свой истребитель без хвостового оперения применив простое треугольное крыло, то шведские авиаконструкторы применили крыло Бартини - треугольное крыло двойной стреловидности.

 

Шведский самолёт создавался скандинавскими авиаконструкторами прежде всего под свои специфические условия эксплуатации. Одним из таких условий была максимально возможная короткая дистанция разбега и пробега. Этого шведским авиастроителям достичь удалось - длина  разбега была всего 650  метров, для сравнения у схожих по массе МиГ-21 и Мираж III в зависимости от взлетной  массы могла достигать, в среднем, от 800 до 1500 метров. 

 

Lockheed F-104 Starfighter

National Museum of the U.S. Air Force. Public domain. 

 

Самолёт-ракета - одно из  прозвищ этого самолета. Оно наиболее полно отражает концепцию его создания -  достижение максимально возможной скорости и скороподъемности, но не путем изысканной аэродинамики, а путем большой мощности двигателя. Цель эта была достигнута - F-104 стал первым серийным истребителем способным совершать установившийся горизонтальный полёт со скоростью в два раза превышающей скорость звука.

На хороших скоростных характеристиках, собственно, положительные качества F-104 закончились. Самолет был достаточно сложен для освоения летным составом, маневренные характеристики были тоже очень скромными. Боевое применение в войне во Вьетнаме закончилось полным провалом данного самолёта. Чуть позже применение в индо-пакистанских конфликтах подтвердило его сомнительные качества как истребителя для завоевания превосходства в воздухе.

 

 

McDonnell Douglas  F-101 Voodoo

Photo USAF. Public domain.

 

F-101 создавался как дальний истребитель сопровождения стратегических бомбардировщиков. Он яркий пример того что удачный самолёт нельзя сконструировать на без проб и ошибок. F-101 хорошим истребителем так и не стал, но в его компоновке его планера можно увидеть решения, которые затем воплотились в легендарном F-4 Фантом. Но все же карьера F-101, была не так скоротечна и неудачна как у F-101. На начальном периоде боевых действий во Вьетнаме он вполне успешно использовался в качестве основного тактического разведчика ВВС, состоял на вооружении американских  войск в Европе в качестве истребителя-бомбардировщика для нанесения ударов на расстояние до 1600 км ядерными бомбами по целям в Восточной Европе и СССР. Продолжили свою службу F-101 в частях национальной гвардии и ВВС Канады, где были сняты с вооружения только в 1984 году.

 В завершении обзора стоит упомянуть об английских истребителях. К большому сожалению оригинальная и сильная британская авиаконструкторская школа перестала существовать и реактивные истребители второго поколения были последними её творениями.

 

English Electric Lighting

Public domain.

 

 Истребитель, который остался в тени своих современников. Не в последнюю очередь на это повлияло то, что он почти не поставлялся на экспорт. Но как конструкция самолёт был чрезвычайно интересен. Расположение двух турбореактивных двигателей вертикально - один над другим, расположение ракет на отдельных пилонах с боку в носовой части фюзеляжа,  абсолютно рекордная скороподъемность - чуть больше двух минут требовалось истребителю с момента взлёта до достижения высоты в 12 190 метров, высокая  М=2,3 максимальная скорость. Однако два самых больших недостатка этого самолёта, очень маленький радиус действия и высокая сложность и трудоемкость в обслуживании,  не позволили этому, очень интересному летательному аппарату, стать по настоящему эффективным истребителем. 

 

Hawker Siddeley Harrier

Public domain.

 

 Английский самолёт который, если не смог произвести  революцию в области самолётостроения, но точно дал рождение одному, пусть и не самому однозначному, направлению в области реактивных истребителей, а именно - стал основателем реактивных летательных аппаратов с возможностью вертикального взлёта и посадки. Идея получить реактивный истребитель, который не нуждается для взлета кокой либо горизонтальной прямой была не просто заманчивой - успешная  реализация такой перспективы сулила действительно переворот в области авиастроения. Надо отдать должное, английские конструкторы не просто сумели спроектировать удачный опытный образец, они создали серийный строевой боевой самолёт. И пусть его характеристики и возможности оказались довольно скромными, но главная задача была выполнена - созданный истребитель мог успешно совершать вертикальный взлёт и посадку.  И эта, вертикального взлета и посадки, концепция стала ещё одной характеристикой, которая завладела умами конструкторов и их заказчиков, военных.

  

                                                         Истребители-бомбардировщики.

 

  Желание использовать потенциал самолета-истребителя, как летательного аппарата, на все сто процентов с самого начала истории авиации приводило к тому, что  истребители, конструкции самолетов приспособленные для функции уничтожения воздушных целей, начали применятся и для ударов по наземным, реже морским целям. Наиболее заметно это стало  во второй половине и в конце второй мировой войны, когда началось не просто использование истребителей для поражения наземных целей, но и появились первые специализированные самолеты построенные на основе истребителей, не штурмовики, для борьбы с наземными целями. Они сочетали скоростные и маневренные качества истребителей с функциями небольших бомбардировщиков. Позже эти конструкции получили  название истребители-бомбардировщики, они объединили в себе функции прежде выполнявшиеся несколькими видами самолетов, таких как - пикирующие бомбардировщики, легкие фронтовые бомбардировщики, штурмовики.

 

К второму поколению реактивных истребителей военные заказчики пришли к выводу о необходимости создания специализированных самолетов для выполнения функций истребителей-бомбардировщиков. Истребители, даже такие мощные и совершенные для своего времени, как F-4 Фантом не могли с большой эффективностью работать по наземным целям, все же их БРЭО и основное вооружение было специализированно для борьбы с воздушными целями. Основными требованиями к истребителям-бомбардировщикам стали:

 

 - высокая скорость полета, необходимая для быстрейшего появления самолета над заданным районом

 

 - маневренность, пусть и не на уровне истребителей предназначенных для завоевания господства в воздухе, но такая,  что бы в сочетании с высокой скоростью давала шанс уклонится от истребителей противника.

 

- возможность нести широкую номенклатуру боеприпасов класса воздух-поверхность.

 

 Первыми начали создавать и широко применять именно истребители-бомбардировщики североамериканцы. К этому их подталкивало постоянное участие в региональных военных конфликтах в качестве инициирующей стороны и общее стратегическое правило нанесения удара первыми.

 

  В первой половине вьетнамской войны основным истребителем-бомбардировщиком ВВС США являлся Republic (Рипаблик) F-105 Thunderchief (Тандерчиф).

 

Republic F-105 Thunderchief. 

U.S. Defense Visual Information Center photo DF-ST-86-12883. Camera Operator: Rick Diaz.

Public domain.

 

 

 Изначально он был создан именно как ударный самолет для доставки тактических ядерных бомб. С началом вьетнамского конфликта он стал основным ударным самолетом ВВС США. С этой ролью он успешно справлялся. Отдельные недостатки конечно присутствовали, например, небольшой радиус действия и недостаточные возможности по ведению воздушного боя. Но все же его достоинства, такие как живучесть и большая полезная нагрузка компенсировали их.

 Но руководство ВВС США, планировавшее вначале сделать F-105 основой тактической армейской ударной авиации, после появления истребителя F-4 и его последующих модификаций выполнявших в том числе и функции истребителя-бомбардировщика сделало ставку на конструкцию F-4 как универсальную платформу для выполнения различных задач. По сути это решение дало вторую, после разделения на классы по массе, концепцию развития истребителей определяющую их облик и в ХХI веке - их многоцелевое применение.

 Карьера F-105 окончательно завершилась после окончания войны в Вьетнаме. Уже во второй ёё половине ударные функции от Тандерчифов перешли к новейшим на то время модификациям F-4 и штурмовикам. Даже очень удачная двухместная модификация F-105 "Уайлд Визл" для уничтожения ЗРК в последствии была заменена на аналогичную по функциям модификацию F-4. Таким образом единая платформа в виде модификаций F-4 оказалась эффективней и удобней чем два разных типа самолетов.

 В СССР во втором поколении реактивных истребителей специализированным самолётом истребителем-бомбардировщиком был Су-7.

 

SU-7.

Public domain.

 

 Созданный в одно в время с F-105 он уступал ему почти по всем характеристикам за исключением максимальной скорости. Но в ввиду отсутствия в военной авиации СССР  летательного аппарата -многоцелевой платформы подобной F-4 он, Су-7, оставался на вооружении ВВС СССР до создания истребителя-бомбардировщика следующего, третьего, поколения.

 В военной авиации СССР концепция скоростных ударных самолётов сложилась несколько иной чем в США. Истребителей-бомбардировщиков не рассматривались как единственный и основной класс скоростных ударных самолётов. Примерно половину ударной авиации составляли фронтовые бомбардировщики. Даже легкий истребитель МиГ-21 был в поздних модификациях приспособлен выполнять удары по наземным целям.

  В США наоборот после создания нескольких весьма удачных конструкций тактических бомбардировщиков в очередной раз предпочтение было дано развитию многоцелевой платформы конструкции F-4. А созданные тактические бомбардировщики были переделаны в разведчики, заправщики и самолеты РЭБ.

 Нельзя не упомянуть о существовании палубной ударной авиации, аналога которой у СССР не существовало. Но об этом будет рассказано подробнее ниже.

 

                                           Палубная авиация и штурмовики.

 

В системе вооруженных сил США самолёты палубного базирования всегда занимали главенствующую роль. Ни одна страна в мире до сих пор не располагает столь мощным и совершенным авианесущим флотом, поэтому и рассказ о палубной авиации это повествование об американских самолетах.

 

 Как было сказано выше второе поколение реактивных самолетов было по настоящему золотым веком реактивной авиации - такого разнообразия типов, видов и моделей реактивных самолетов какое было 50-70 годы  не будет больше никог

 

да.  Во время  участия в США в войне между Северной и Южной Кореями флот США начал активно переходить на реактивную технику. На вооружение были приняты истребители первого реактивного поколения такие как

 

 Grumman  F9F Cougar ,  F9F Panther, которые представляли собой первые образцы серийных палубных истребителей. Наличия какие либо выдающиеся характеристик, в сравнении с их как советскими так и американскими реактивными истребителями первого поколения, не было. По сути от них требовалось лишь уверенно взлетать и садится на палубу авианосца, эксплуатация на  котором в отличи от сухопутных аэродромов имеет множество осложняющих полёты особенностей.

 

 Но проигрывание по характеристикам основным лучшим на тот момент истребителям F-86 Сейбр и МиГ-15 подталкивало к созданию более совершенных самолетов. Ими стали палубный вариант F-86 - FJ-2 Фьюри и Mc Donnell F3H Demon, а F9F стали выполнять роль штурмовиков вместе с поршневым А-1.

 

 Такое положение дел не могло длится долго и вскоре первое поколение палубных реактивных самолетов сменило второе. Про истребители все рассказано выше. Но ведь основная боевая задача авианосца это не завоевание господства в воздухе, а нанесение ударов по наземным и надводным целям, поэтому ударные самолёты, штурмовики, главное функциональное оружие авианосца также было подвергнуто модернизации.

 

 Первым реактивным штурмовиком второго поколения на палубах американских авианосцев стал  Douglas (Дуглас) А-4 Skyhawk  (Скайхок).

 

Douglas А-4 Skyhawk

 

 

 Небольшой по размерам, простой и эффективный самолет сразу занял свое место на палубе сменив предшественников первого реактивного поколения.

 

 Но несмотря на огромный скачок в техническом развитии конструкции в сравнении с первыми реактивными штурмовиками у А-4 были и недостатки. Самым главным несовершенством была возможность применения А-4 только в простых метеоусловиях и днём.  Решить эту задачу должен был следующий палубный штурмовик Grumman A-6 Intruder.

 

Grumman A-6 Intruder. 

U.S. Navy  photo. Public domain.

 

  Строго говоря штурмовиком, самолетом для непосредственной поддержки войск на поле боя, в классическом понимании А-6 не являлся. А-6 был высокоэффективным тактическим палубным бомбардировщиком. Основной его задачей было поражение любых наземных и морских целей в любое время суток и при любых погодных условиях.  Для своего времени он был уникален. Да он был специализированным только ударным самолетом, но в этом и была его сила. Он обладал мощным комплексом БРЭО для круглосуточного и всепогодного поражения целей. Уровень конструкции и востребованность этого самолета позволили ему оставаться на вооружении, при постоянной модернизации,  с 1963 до 1997 года. На основе конструкции А-6 были построены самолет радиолокационной борьбы EA-6 Праулер и заправщик  КА-6D.

  Несмотря на принятие на вооружении такого мощного и совершенного самолёта как А-6 потребность в флота в наличии более совершенного чем А-4 именно штурмовика осталась.

Таким самолетом стал Ling-Temco-Vought  (Линг-Темко-Воут)  A-7 Corsair II (Корсар 2).

 

 LTV A-7 Corsair II.

 U.S. Navy  photo. Public domain.

 

 Он стал успешным промежуточным звеном между слишком простым А-4 и сложным и дорогим А-6 который  не подходил на роль "расходного материала" при непосредственной поддержке войск.  В конструкции А-7 были устранены два основных  недостатка А-4 - простое БРЭО и  недостаточная дальность полета.  Успешность конструкции и концепции самолета подтверждает также то, что как и истребитель F-4, штурмовик А-7 был принят на вооружение и армейской авиацией США.

 Что бы  обзор массовых палубных самолётов ВМФ США был полным следует упомянуть истребитель Chance Vought (Чэнс Воут) F-8 Crusader (Крусейдер).

 

Chance Vought F-8 Crusader 

U.S. Navy - U.S. Navy National Museum of Naval Aviation photo No. 1996.253.7354.016

Public domain.

 

Этот самолет можно было считать вполне удачным, даже несмотря на оригинальность конструкции - единственный в мире серийный самолет с изменяемым углом установки крыла. Его характеристики ничем революционным не отличались, но он был большим  шагом вперед в сравнении с реактивными палубными истребителями первого поколения. Однако с появлением Ф-4 Фантом он быстро сошел со сцены. 

 При описании палубной авиации стоит упомянуть что именно во времена второго поколения реактивных истребителей кроме США полноценной палубной авиацией обладала еще одна страна - это Великобритания. В составе ВМФ английского флота имелись авианосцы классической конструкции и были разработаны и состояли на вооружении оригинальные образцы палубных самолетов. Это истребитель de Havilland DH.110 Sea Vixen (Си Виксен). 

 

Sea Vixen

U.S. Navy - U.S. Navy National Museum of Naval Aviation photo No. 1996.253.4667

Public domain.

 

и ударный самолет Blackburn Buccaneer (Блэкбёрн Бакэнир). 

 

 

Blackburn Buccaneer.

USAF - U.S. DefenseImagery photo VIRIN: DF-ST-83-04580

 Public domain.

 

 

 Конструкции этих  самолетов были  весьма жизнеспособны и интересны, но какого либо влияния на развитие мировой авиации не имели в ввиду малого количества произведенных самолетов и практически неучастия в каких либо боевых действиях, которые могли реально выявить их сильные или слабые стороны.

                                                                       

                                                      Между классами.

 

Отдельно стоит упомянуть два очень интересных проекта появившихся во время второго реактивного поколения истребителей. Оба они стали серийными строевыми самолетами. И хотя массовыми они не были, и в итоге стали совсем не истребителями, но свое влияние на облик будущих истребителей они оказали. Это самолет F-111 и А-5.

North American (Норт Американ) A-5 Vigilante (Виджелэнти) изначально сразу создавался как ударный самолет для доставки  ядерных боеприпасов с борта авианосца.

 

 

 

 

North American A-5 Vigilante

U.S. Navy - Official U.S. Navy photo USN 1140473 

Public domain.

 

 Но с принятием на вооружение атомных подводных ракетоносцев вооруженных баллистическими ракетами "Полярис" необходимость в палубных носителях ядерного оружия исчезла. А для доставки обычных бомб и ракет А-5 был слишком дорог и трудоемок в подготовке к полету. Таким образом технически очень совершенный самолёт остался  без работы. Однако через время ему нашли подходящую  для его высоких летно-технических характеристик задачу.     

 Палубный бомбардировщик  А-5 был  превращен в тактический разведчик. В те времена, когда развитие спутников-разведчиков только начиналось, необходимость в самолёте-разведчике, который мог давать информацию о целях с минимальной задержкой по времени была огромна. Ведь в это время шел вооруженный конфликт на территории Вьетнама в котором ВМФ и ВВС США играли решающую роль. Скоростной, с мощнейшим БРЭО и  большой дальностью полёта А-5 прекрасно справился со своими новыми функциями. Но с утратой острой необходимости в своих качествах, после окончания войны во Вьетнаме, флот посчитал наличие такого самолета в арсенале излишней роскошью и  Виджилэнтины были быстро сняты с вооружения.

 Другим самолётом поменявшим свое изначально предназначение стал проект General Dynamics (Дженерал Дайнэмикс) F-111 Aardvark (Аардварк).

 

General Dynamics F-111 Aardvark

US Air Force photo. Public domain.

 

Обозначением F в англоязычной авиационной терминологии принято обозначать истребители. Собственно изначально как истребитель F-111 и  разрабатывался. Точнее, как тактический истребитель. Причем и для армии и для флота. Концепция его создания предусматривала с самого начала, задолго до четвертого поколения, выполнение многих задач, многофункциональность. Он должен был одинаково эффективно выполнять различные задачи: завоевывать превосходство в воздухе, нанесение ударов по наземным и морским целям обычными и ядерными боеприпасами, ведение разведки.

Конструкция самолета получила самые современные технические решения - как в электронике, таки в конструкции планера: крыло изменяемой стреловидности, новейшие двухконтурные двигатели. Но в итоге еще на стадии испытаний флот отказался от такого самолета.

Но изобилие новых технических решений сделало самолет с большим количеством технических проблем. Постепенно они устранялись, и стали более заметны положительные качества самолёта. К ним следует отнести мощное БРЭО (например впервые примененная система огибания рельефа местности в маловысотном скоростном полёте), хорошую дальность полета и высокую скорость. Правда о выполнении задач по завоеванию превосходства в воздухе речь больше не шла, даже о дальних ракетных перехватах. Самолет окончательно стал ударным.  В общем это он стал некоторым аналогом А-5, только несколько в другом техническом исполнении. Но его судьба оказалась более счастливой, а эксплуатация более долгой чем у А-5. Несмотря на постоянно возникающие и устраняемые недостатки ВВС оставляли Ф-111 на вооружение довольно долгое время. За это время на основе его появился и самолет РЭБ EF-111 Raven и модификация FB-111 - носитель стратегического ядерного оружия.   

В итоге про Ф-111 можно сказать стал не только "междуклассовым" самолетом, но и самолетом на стыке двух поколений реактивных истребителей второго и третьего. Причем не по времени создания и эксплуатации, а именно по технологиям и функционалу.

 Подводя итог по второму поколению истребителей следует отметить что если первое поколение реактивных истребителей это настоящая революция,  то второе поколение это лавинный прогресс:

- достижение и уверенный полёт на скоростях в два раза выше скорости звука.

-  БРЭО, ракетное и артиллерийское вооружение качественно нового уровня в сравнении с первым поколением.

- широкое внедрение дозаправки топливом в полете.

- повышение массы летательных аппаратов.

Новые технологии и исследования  позволили поднять реактивную авиацию на немыслимый для тех времен уровень. От этого потрясающее разнообразие типов и видов ЛА. Конструкторы и их заказчики, военные, стремились попробовать все - казалось нет никаких препятствий для реализации замыслов.