Ил-96 - новые перспективы развития.

Ил-96 - новые перспективы развития.

Создании новых моделей гражданских самолётов в постсоветский период, до начала 2000-х годов, в России фактически остановилось. В начале нового тысячелетия в Российской Федерации вновь началось создание новых конструкций гражданских самолётов.

 Сначала была сделана ставка на создание абсолютно новых, с чистого листа, конструкций. Первым таким самолётом стал ближнемагистральный Сухой Суперджет. Создание его подтвердило жизнеспособность такой концепции. Следующим, последовательным, шагом стало создание нового среднемагистрального самолёта. Им стал МС-21.

 В принципе, скажут многие, вот оно правильное направление развития новых конструкций гражданских самолётов в Росси - создавать самолёты с "чистого листа". Но не всё так однозначно. Создание совершенно новой конструкции самолёта всегда скорее вынужденный процесс, на который идут только если прежние самолеты исчерпали возможности модернизации. Это подтверждает мировой опыт.

 В силу различных обстоятельств многие, уже современные, конструкции пассажирских самолётов разработанные в СССР, например такие как Ту-204, не стали развивать или такие как Ту-334 вообще не пошли в серийное производство. В место них появились вышеупомянутые Суперджет и МС-21. Спорный вопрос, что было бы лучше развивать уже созданные поступившие в серийное производство самолёты или создать новые. Но история не имеет сослагательного наклонения - что произошло, то данность. Стоит лишь отметить, упомянутый выше мировой опыт - создание принципиально новой конструкции процесс очень сложный, небыстрый и финансово затратный. За рубежом летают самолёты конструкциям которых уже не один десяток лет. Например Боинг 737. Конечно, в экономически благополучных странах не летают борта которым по тридцать лет - летают абсолютно новой постройки, но созданные с применением самых совершенных материалов и авионики. И в этом есть огромный экономический и практический смысл - конструкция выверенная и абсолютно надёжная. Да создаются и новые воздушные лайнеры, на примере того же Боинга можно упомянуть их Дримлайнер. Но их создание и ввод в эксплуатацию, как любой новой конструкции, был связан с трудностями большими, чем ввод модифицированных, но отработанных годами производства предыдущих моделей.

 Итак, в России фактически закрыта ниша конструкций современных ближне и среднемагистральных самолётов - ими стали Суперджет и МС-21. Но нашей стране с её огромными просторами необходим и самолёт способный летать на дальние расстояния. С выводом из эксплуатации Ил-62, Ил-86 и Ил-96 на нашем рынке авиаперевозок безраздельно правят бал самолёты зарубежного производства. Но так не может продолжаться постоянно. Требования экономической независимости и безопасности требуют наличие у России дальнемагистрального самолёта собственной разработки. Конечно, можно снова пойти по дороге создания нового самолёта. Но здесь всё не так просто. Даже с создание гораздо менее сложных в инженерно-конструкторском, техническом и финансовом плане ближне и средмагистральных самолётов показало, что данный путь далеко не оптимален. В отношение дальнемогистрального самолёта, если быть реалистами, он сейчас фактически не возможен, если иметь ввиду среднесрочную временную перспективу. Слишком сложная это техническая задача создание большого дальнемагистрального самолёта. К большой удаче у нас есть конструкция, которую можно модифицировать превратив в соответствующий современным требованиям дальнемагистральный самолёт. Это Ил-96. Основной озвученной причиной снятия его с эксплуатации стали его неэкономичные, по расходу топлива двигатели.

 Сейчас, наряду с созданием новых гражданских самолётов начали создавать и новые отечественные двигатели для гражданского самолётостроения. ПД-35 - работу по которому ведет конструкторское бюро «Авиадвигатель», станет первым российским авиамотором с тягой 35 т. Разработка двигателя ПД-35 началась летом 2016 года на двух заводах: пермском "Авиадвигателе" и рыбинском "Сатурне" (оба входят в Объединённую двигателестроительную корпорацию, ОДК).

 Изначально ПД-35 создается для перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Но его создание дело дальнесрочной перспективы, основные критерии к нему еще не определены. Для создания ПД-35 уже имеется технический задел. Самое главное, что для этого двигателя уже есть самолёт. Это Ил-96. И это уже подтверждают в компании Ил:

- "Ил - ПАО «Ил» продолжает опытно-конструкторские работы по созданию отечественного широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера Ил-96-400М. Один из вариантов проектируемой силовой установки предусматривает использование двух перспективных отечественных двигателей ПД-35.

Ожидается, что они позволят уменьшить расход топлива самолета на 12-15 процентов. Благодаря такой конфигурации снизятся также расходы на техническое обслуживание и ремонт силовой установки.

Создание модификации Ил-96-400М с ПД-35 даст потенциальному заказчику возможность выбора модели авиалайнера с оптимальной для него компоновкой. Ил-96-400М создается на базе серийного сертифицированного самолета Ил-96-300 в целях дальнейшего совершенствования машин этого типа и расширения их транспортных возможностей за счет удлинения фюзеляжа и установки более мощных двигателей. В зависимости от компоновки самолет сможет взять на борт до 400 пассажиров."

Главный конструктор ПАО "Ил" Николай Таликов рассказал в интервью ТАСС, что есть планы по уменьшению количества двигателей на Ил-96 до двух. По его словам конструкцию крыла придется сделать немного другой, а также нужно будет переделать некоторые системы. "Но мы записали сегодня это во всех наших документах и ждем появления ПД-35" - сказал он.

Тенденции развития авиационных конструкций, особенно в гражданском авиастроении, уже давно носят международный характер. Да, каждая страна или группа стран старается создать свой самолёт, но законы по которым он создается общие. Так что вероятность того, что обновленный Ил-96 станет такой же классической конструкцией как Аэробус 333, Боинг-777, с созданием ПД-35 достаточно велика.