Ка-52 и Ми-28Н - уже не соперники

Ка-52 и Ми-28Н - уже не соперники

Армейская авиация России единственная, которая обладает двумя действительно современными боевыми вертолётами - Ка-52 и Ми-28H.

 Их, фактически одновременное, принятие на вооружение вначале было скорее компромиссом -  это и результат непростого выбора в сложных экономических реалиях конца ХХ века, и результат лоббирования и закулисной борьбы КБ Миля за своё место «под солнцем».

 Внимательный и знающий читатель может сказать, что в предыдущем абзаце речь должна была идти о Ка-50, а не о Ка-52. Однако, всё верно - если речь идёт одновременно о Ми-28, а не Ми-28Н.  Ми-28 в своём изначальном варианте объективно проиграл конкурс Ка-50, который и был официально принят на вооружении. Уже затем, как сказал выше в результате непростых и сложных экономических реалиях конца ХХ века, и в результате лоббирования и закулисной борьбы КБ Миля за своё место «под солнцем», фактически было сорвано масштабное поступление Ка-50 в войска.  

 В дальнейшем снова получила приоритет концепция двухместных боевых вертолётов и фактически начался новый виток дуэли между конструкторскими бюро Камова и Миля.

 Результатом этого стало принятие на вооружение сразу двух винтокрылых машин Ка-52 и Ми-28Н и сами они достаточно сильно стали отличаться от своих предшественников Ка-50 и Ми-28Н.

 Ка-52 создан на базе специализированного ударно-штурмового вертолёта Ка-50 и стал высокоинтеллектуальным универсальным боевым вертолётом. Фактически он способен выполнять любые боевые задания – удары по наземным, надводным, воздушным целям, разведка, целеуказание, огневая поддержка и сопровождение. Причём благодаря появившейся бортовой РЛС расположенной в носовой части фюзеляжа всё вышеперечисленные задачи он реально способен выполнять круглосуточно и практически в любых погодных условиях. Но из-за изменившейся формы и площади остекления кабины лётчиков в сравнении с Ка-50 и Ми-28 он менее защищен при выполнении задач по огневой поддержке войск непосредственно над полем боя и атаке укрепленных объектов на малых и предельно малых высотах с помощью артиллерийского вооружения и НАР небольшой дальности.

 Из очень недоработанной и слабой конструкции Ми-28 был создан Ми-28Н, в котором реализованы все планировавшиеся характеристики. Были устранены проблемы в трансмиссии вертолёта, усовершенствованно БРЭО позволившее применять его круглосуточно. Однако, как показало его применение в реальных боевых действиях главной его сильной стороной стала высокая защищенность при выполнении задач по огневой поддержке войск непосредственно над полем боя и атаке укрепленных объектов на малых и предельно малых высотах с помощью артиллерийского вооружения и НАР небольшой дальности. Достигнуто это в основном благодаря хорошей защите экипажа – всё стёкла в кабинах летчика и штурмана-оператора бронированные.

 Не даром говорят – практика, критерий истины. Как показала реальная эксплуатация, в том числе и в условиях реальных боевых действий – волею судьбы, ставшие соратниками, обе боевые винтокрылые машины прекрасно дополняют друг друга.