Ка-50 - по-прежнему актуален

Ка-50 - по-прежнему актуален

Концепция одноместного боевого вертолёта не просто не утратила актуальности, а стала даже более востребованной.

 Боевые действия в ходе специальной военной операции на Украине показывают: во-первых, насколько сильно ошиблись военные специалисты, аналитики, эксперты о характере военных действий в ХХI веке; во-вторых, подтвердили часть прогнозов и предложений о создании новых видов вооружений, выдвинутых ещё в конце 80-х годов ХХ века, но тогда оставленных без должного внимания и поэтому не получившие развитие. Данный материал посвящу уникальному вертолёту Ка-50 и его концепции применения, разработанной генеральным конструктором КБ Камов, создателем боевых вертолетов Ка-50 и Ка-52 Сергеем Викторовичем Михеевым.

 Изначально боевой вертолёт Ка-50 разрабатывался как ударно-штурмовой винтокрылый аппарат. Вертолёт непосредственной огневой поддержки на поле боя, своеобразный аналог легендарных штурмовиков Ил-2 и Су-25. Для этого он и был спроектирован очень революционно –  одноместный, бронированный, оснащённый катапультируемым креслом. Именно наличие всего лишь одного лётчика и стала непреодолимой догмой помешавшей массовому производству и поступлению на вооружение этой уникальной винтокрылой машины. Противники вертолёта Ка-50 во всех сферах от военных до промышленности говорили о невозможности эффективной работы только одного лётчика в боевом вертолёте. К сожалению все аргументы и факты не смогли преодолеть костное сопротивление принятию на вооружение не просто одноместного боевого вертолёта, а целой концепции массового применения нового типа вооружения.    

 Итак, почему думаю, что концепция одноместного ударного боевого вертолёта по-прежнему актуальна и должна быть реализована? Всё просто – практика, критерий истины.  Проанализируем тактику применения боевых вертолётов в ходе специальной военной операции на Украине. В начальный период боевые ударные вертолёты обычно наносили удары НАРами с горизонтального полёта, часто практиковали тактику «свободной охоты». Но по мере развития боевых действий и появления у противника большого количества средств противовоздушной обороны, появления необходимости наносить удары по крупным подразделениям, в том числе находящимся и в укрепленных оборонительных линиях – тактика применения боевых вертолётов для штурмовых ударов кардинально изменилась. В большинстве своём применятся неуправляемые авиационные средства поражения стали без входа в зону действия ПВО – путём применения НАР с режима полёта кабрирование.  И такая тактика стала характерна и для вертолетов, и для штурмовиков. При таком применении авиационных неуправляемых средств поражения необходимость во втором члене экипажа в вертолёте отсутствует. Для скептиков пример – в штурмовике Су-25 при выполнении такой же задачи один лётчик справляется с заданием. Почему в вертолёте не сможет один член экипажа? Тем более при современных средствах автоматизации полёта и прицельных комплексах в боевых вертолётах, которые зачастую совершеннее и современнее чем авионика Су-25. И успешное применение Ка-50 в ходе боевого тестирования в время КТО на Северном Кавказе этому подтверждение. Причём положительные отзывы и необходимость в таком вертолёте признали и участвовавшие в боевых испытаниях лётчики армейской авиации имевшие боевой опыт Афганистана.

Только одноместный боевой ударный вертолёт может реализовать нижеперечисленные факторы:

  - мощное бронирование одноместного Ка-50

 -  уменьшение экипажа до одного лётчика, которое позволит сформировать больше лётного состава

-  уникальная система катапультирования, которая уже на практике доказала свою работоспособность

 - на порядок шагнувшая вперёд цифровая электроника БРЭО, в том числе и по массово-габаритным характеристикам, которая сможет обеспечить в том числе и круглосуточное и всепогодное применение одноместного боевого вертолёта

 Об этом и говорил ещё четыре десятилетия назад генеральный конструктором КБ Камов, создатель одноместного боевого вертолетов Ка-50 Сергей Викторович Михеев.

 Уверен, пора вернуться к незаслуженно отвергнутой концепции одноместного боевого ударного вертолёта. В растущих геополитических вызовах и угрозах для нашей страны, появление уникального вооружения в вооруженных силах имеет жизненную и первоочередную необходимость.