Новая заря

Новая заря

На несколько событий уходящего года стоит обратить пристальное внимание. Ничего неожиданного и сенсационного. Однако их воплощение в реальность предвестник нового этапа развития в военной авиации.

 Су-57 – наш, российский истребитель 5 поколения. Многие эксперты очень критично относятся к нему, высказывают сомнения в его действительно новизне и возможностям. Создание абсолютно нового военного самолёта с каждым новым поколением боевых летательных аппаратов, в их любом их классе, означает решение многократно более сложной задачи в сравнении с предыдущими проектами. Поэтому и увеличиваются сроки даже не проектирования, а предсерийной отладки, цена ошибок очень велика. По сути сейчас в любом классе военных летательных аппаратов создается не просто новый самолёт или вертолёт, а универсальная платформа. В нашей истребительной авиации таковой является Су-57. Очень вероятно, что он, со временем, заменит многие типы истребителей в отечественных Военно-Космических силах. А возможно и нет. Ответить на это сможет только серийная его эксплуатация и служба в строевых частях. И вот, как раз в начале декабря 2022 года официально объявлено о оснащении истребителями Су-57 первого авиаполка. Им стал 23-й истребительный авиаполк в Амурской области Дальнего Востока Российской Федерации.

 Почему был выбран именно этот полк и такое место расположения? Дуга напряженности в нынешней военно-политической ситуации проходит очень далеко от места где будет располагаться первое значительное количество серийных Су-57 в строевом подразделении. Не логичнее было ли расположить новейшие боевые единицы на западных рубежах нашей Родины? Но это решение было бы верным лишь отчасти. Да, проверка реальным соприкосновением с враждебным блоком НАТО и его сателлитами позволила бы в кратчайшие сроки достигнуть высокого уровня боеготовности новых истребителей. Но при вводе в серийную эксплуатацию новой техники всегда выявляются различные оставшиеся технические трудности, вопросы по эксплуатации. Это абсолютно нормальный процесс, характерный для всех новых образцов техники. И вот тут решающим фактором будет близость к месту постройки новых истребителей. А таковым является как раз авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре. Именно это позволит в кратчайшие сроки успешно освоить лётному и техническому составу новую технику. Поэтому же принципу происходил ввод в строевую эксплуатацию первых серийных истребителей Су-35.

 Нет сомнений, что в ближайшие годы наши Военно-Космические силы станут обладателем самого совершенного истребителя пятого поколения в мире.

 Теперь перенесемся за океан, в Соединённые Штаты Америки.  США стремительно утрачивают лидирующее место в области военной авиации, которое они заняли благодаря распаду Советского Союза. Россия и Китай – вот главные источники беспокойства североамериканского государства. И, небезосновательно. Особенно тревожит США Китай. Китайская конструкторская школа за последние 20 лет совершила фантастический революционный прорыв. От простого копирования образцов зарубежной авиационной техники они успешно перешли к созданию своих собственных. Пусть технологически ещё уступающих российским и американским. Но уже очень немного. И, конечно, главный аргумент китайской стороны – самая мощная производственная база в мире. Они способны выпускать летательные аппараты всех типов сотнями единиц в год. В сложившейся ситуации у США один выход попробовать уже не выиграть, а хотя бы удержать паритет в области военной авиации в соперничестве с Китаем – это технологическое превосходство летательных аппаратов.

 Стоит отметить, что за почти три девятилетия почивания на лаврах победителя в холодной войне с СССР очень негативно сказались на всём военно-промышленном комплексе США, в частности на разработках в области военной авиации. Однако задел в технологиях, оставшаяся научная база позволяют США оставаться сильным конкурентом в области военной авиации. Не смотря на явные неудачи последних лет, такие как истребитель F-35, они настроены решительно. Это они и показали – 2 декабря 2022 года состоялся официальный показ многофункционального стратегического бомбардировщика пятого поколения B-21.      

 Не буду загружать возможными характеристиками нового бомбардировщика для ВВС США. Такие проекты создают не для модификации существующих самолётов подобного класса, а для получения характеристик на порядок выше, чем у предшествовавшего поколения. Насколько удастся североамериканцам реализовать поставленную амбициозную задачу – вопрос открытый. Их объективные неудачи с истребителем F-35 не самый лучший показатель состояния их авиационной области. Однако недооценивать потенциальных противников тоже большая ошибка. Публичное представление, по сути, уже опытного образца – это не показ макета перспективного летательного аппарата. Это уже сформированный облик нового образца вооружений. На сколько он будет соответствовать заявляемым характеристикам и как быстро достигнет серийного производства, будут ли учтены ошибки при создании предыдущих образцов летательных аппаратов пятого поколения в США – на этот вопрос ответит лишь время.

 В завершении снова переносимся через океан. На этот раз тихий. И оказываемся в новом центре технологической силы – Китае.  

 Китай последовательно, упорно и успешно осваивает производство фактически любых технологических изделий, которые поступили в его пользование. В плане военной техники - даже если технологический образец не является лучшим в мире или чрезвычайно нужным вооруженным силам Китая, то всё равно делается всё для того, чтобы получить возможность производить его в Китае полностью локализовано. При наличии практически неограниченных промышленных возможностей у такого подхода есть свои огромные положительные моменты. Но об этом стоит рассказать в отдельном материале. Сейчас речь пойдёт о оснащении китайских палубных истребителей J-15 китайскими двигателями WS-10.

 Китайский палубный истребитель J-15 конструктивно является глубокомодернизированным советским/российским истребителем Су-33.  Однако до декабря 2022 года все самолёты J-15 оснащались российскими двигателями АЛ-31Ф. Это было обусловлено недостаточной надёжностью китайских двигателей WS-10 созданных на основе российских АЛ-31Ф. Появление на части палубных истребителей J-15 может означать, что более чем 10-летняя разработка технологий для полного копирования российских двигателей АЛ-10Ф завершена.

 Очень похоже, что китайская промышленность взяла ещё одну технологическую высоту. И пусть это не является изобретением китайской конструкторской и технологической школы, однако полное освоение производства полноценных, равнозначных копий на основе закупленных образцов без передачи технологий, даже чрезвычайно сложных и трудоёмких, указывает на огромный технический потенциал Китая.