Они улетели, чтобы не вернутся

Они улетели, чтобы не вернутся

Европа в лице двух стран Словакии и Польши передаёт Украине соответственно десять и четыре самолёта МиГ-29. По поводу политического контекста данного решения это материал для соответствующих политических обозревателей, а вот анализ эффективности в военно-техническом аспекте - это профиль нашего издания.

Истребители МиГ-29 передаваемые Украине Словакией и Польшей относится к классу лёгких фронтовых истребителей четвёртого поколения. Изначально эти самолёты были поставлены СССР странам Варшавского договора. После распада СССР они остались на вооружении многих стран бывших участниц Варшавского договора.

 Изначально МиГ-29 стран участниц Варшавского договора хоть и были самолётами самых первых и простых модификаций данного типа истребителя, но для начала 90-х годов ХХ века были современными военными самолётами. По части характеристик они даже превосходили западные самолёты-одноклассники. В частности, по лётным маневренным, взлётно-посадочным характеристикам. Да и в плане вооружения были определённые преимущества – например наличие нашлемной системы целеуказания.

 Любой самолёт, а военный в первую очередь, в течении своего срока службы должен модифицироваться, чтобы реализовывать весь потенциал конструкции, соответствовать возрастающим техническим требованиям. Обычно этим занимаются страны, фирмы, конструкторские бюро, создавшие самолёт. В случае с МиГ-29 модифицирование осуществлялось не страной производителем. По сути модернизация МиГ-29 оставшихся на вооружении уже в странах НАТО была поверхностной и минимальной. Были заменены блоки БРЭО отвечающие за систему государственного опознавания, навигационные системы. Основное же БРЭО и вооружение так и остались на уровне практически сорока пятидесятилетней давности. И вот такие боевые самолёты европейцы в качестве военной помощи предоставляют Украине.

 За прошедшие десятилетия большинство самолётов четвёртого поколения первых модификаций подверглись кардинальным модификациям. В основном это коснулось БРЭО и вооружения, однако модифицировались и планеры, двигатели. Как сказано выше эти кардинальные модификации не коснулись МиГ-29 оставшихся у стран бывших участниц Варшавского договора. Поэтому их боевая ценность сейчас крайне невелика. Воевать им придётся самолётами ВВС России, например Су-35, которые по уровень БРЭО которых уже практически стал как у истребителей пятого поколения. При этом и в маневренности в ближнем воздушном бою те же Су-35, благодаря двигателям с изменяемым вектором тяги, не уступят более лёгким и очень маневренным МиГ-29.

 В плане использования серьезного вооружения по наземным целям передаваемые Украине МиГ-29 тоже невозможно использовать. Действовать же более простыми вооружениями по наземным целям тоже будет затруднительно – мощное войсковое ПВО (причём с обеих сторон) заставило даже специализированную авиацию для поддержки войск непосредственно над полем боя перейти к огневой поддержке с больших, чем изначально было запланировано дистанций. И это, подчеркну, специализированные ЛА имеющие бронирование. Понятно, что при атаке обычным истребителем с простыми видами вооружения наземных сил его уязвимость чрезвычайно велика.

 И ещё два важных аспекта, которые показывают всю бесполезность поставляемых Украине европейцами истребителей МиГ-29:

 - первое, в современных военных конфликтах сейчас одним из главных, а зачастую решающих факторов является целеуказание. Оно должно быть не просто точным, а зачатую передаваемым в режиме реального времени непосредственно самолёту-носителю вооружения. Истребители непосредственно произведенные и изначально состоявшие на вооружение в ВВС стран блока НАТО интегрированы в единую цепь передачи, обмена данными, а вот бывшие советские МиГ-29 так и не были модифицированы до такого уровня.

 - второе – это количество передаваемых в качестве военной помощи самолётов. Четырнадцать самолётов, даже в условиях военного конфликта не высокой интенсивности, каким является специальная военная операция на территории Украины – это очень мало. Учитывая их возраст и общее состояние ВВС Украины, постоянно в боеспособном состоянии будет находится в лучшем случае немногим больше половины самолётов.

 Подводя итог вышесказанному можно сделать один верный вывод – поставки в ВВС Украины МиГ-29 первых модификаций не принесут какой-либо реальной практической пользы как вид вооружения.    

Реклама
Обновления
Реклама