Размышления о пятом поколении истребителей - есть ли оно?

Размышления о пятом поколении истребителей - есть ли оно?

Всё чаще звучат заявления о начале создания истребителей 6 поколения. А не рано ли? Для рассуждения о истребителях шестого поколения стоит ответить на вопрос - создано ли полноценное поколение самолётов-истребителей пятого поколения.

 Поводом к написанию этой аналитики послужила появившаяся фраза, в контексте планируемого снятия с производства многоцелевого истребителя F-18E «Супер Хорнет», о том, что компания Боинг освободившиеся ресурсы хочет направить в том числе и разработку истребителя шестого поколения с целью победы в перспективном конкурсе на производство таких самолётов. Это уже неинтересно, такие заявления. Причём, от всех стран, намеревающихся строить новые чудо-самолёты.

 Итак, мечты о шестом поколении «истребителей». Кстати, слово «истребители» не случайно взято мной в кавычки. Почему, об этом можно почитать здесь. Перехожу к сути вопроса – раз снова стала затрагиваться тема о создании истребителей шестого поколения, то надо разобраться, а сможет ли нынешняя инженерная школа стран ведущих производителей военной авиатехники создать истребители шестого поколения? Чем вызвана такая ирония и скептицизм? Отвечу. Первое – а истребители пятого поколения построены? Формально, да. Но в этом и суть вопроса. Именно только формально в мире сейчас есть истребители пятого поколения. Вот мои доводы аргументирующие такую точку зрения.

 Что является основополагающим признаком реального наличия того или иного образца техники? Массовость. С этим у имеющихся сейчас истребителей пятого поколения проблема. F-22 выпущено 187 штук. Из них несколько потеряны в результате лётных происшествий, по ряду данных до одной трети находятся в небоеспособном состоянии по техническим причинам. Получается в лучшем случае 100-120 самолётов находятся в боеспособном состоянии. Это ничтожно малое количество даже для условно мирного времени. Контраргументы о дороговизне производства и успешном выполнении части задач истребителей пятого поколения модернизированными истребителями четвертого поколения - просто нелепы. Для удешевления стоимости самолёта-единицы надо было делать запланированную большую серию, а выполнение части функций истребителей пятого поколения F-22 модернизированными истребителями четвертого поколения – мера вынужденная. И в следствии малого количества истребителей пятого поколения F-22 и по причине из низкой боеготовности в следствии технических проблем.

 Ещё один контраргумент против существования F-22 как реального истребителя пятого поколения – отсутствие успешного боевого применения. Здесь, конечно, сказывается и его мизерное количество, но очевидно, что есть проблемы его как вида вооружения.  

Вывод по F-22 – его как самолёта истребителя пятого поколения практически нет. Его наличие-отсутствие на обороноспособность не влияет. 

 J-20 – китайский истребитель пятого поколения. Формально, да. Реально – истребитель четвёртого поколения с внешним видом истребителя пятого поколения. Аргументы? Тактико-технические характеристики. Основными характеристиками истребителей пятого поколения стали крейсерская сверхзвуковая скорость и малозаметность для средств радиолокационного обнаружения.      J-20, даже опираясь на косвенные данные, не обладает в ими. Двигатели Шэньян WS-10 основаны на конструктивных решениях советских двигателей АЛ-31, которые никогда не были предназначены способны в безфорсажном режиме обеспечить сверхзвуковую скорость полёта. Даже сами китайцы признают, что WS-10 всего лишь конструктивно переработанный двигатель истребителей четвёртого поколения. Двигатель WS-15 нового поколения ещё только предстоит разработать.

 Радиолокационную малозаметность J-20 тоже явно больше маркетинговая. Если даже американцы, инициаторы по внедрению такого боевого качества как радиолокационная малозаметность, признают некоторую однобокость и частичную эффективность этого направления в военном самолётостроении классических аэродинамических форм, то вряд ли китайская конструкторская школа, которая только вышла из периода просто технологического копирования смогла сделать что-то кардинально лучшее.

 И количество построенных и реально боеспособных J-20 – всё те же, сравнимые с F-22, 150-200 самолётов. К тому же полностью отсутствует достоверная информация о каком-либо пусть хоть условном боевом применении.  

Вывод, такой же как с F-22 - как самолёта истребителя пятого поколения практически нет. Его наличие-отсутствие на обороноспособность не влияет. 

 Су-57. Сейчас полноценным истребителем пятого поколения не является. И, к сожалению, в ближайшие годы тоже не станет таковым. Сейчас – причина в двигателях, являясь также в основе своей конструкции глубоко модифицированными двигателями истребителей четвёртого поколения, они всё же полностью не обеспечивают конструктивно заложенные характеристики Су-57. В ближайшем будущем Су-57 мог бы стать достойным и даже превосходящем по части характеристик ответом истребителю F-22, но планируемое к серийному производству количество самолётов будет очень мало. 76 запланированных для принятия на вооружение самолётов это, практически, опытная эксплуатация. Эффективность его как полноценная боевой единицы при таком количестве будет очень низкая. Фактически это также означает отсутствие в арсенале наших ВВС истребителей пятого поколения.

 А как же второй американский истребитель пятого поколения F-35 и наш проект похожего предназначения Су-75? С ними всё очень очевидно. Даже уже реально созданный F-35 по своим характеристикам не является истребителем пятого поколения. Проект ЛТС Су-57 также не предусматривает реализации тактико-технических характеристик истребителей 5 поколения.   

 Общий итог по истребителям пятого поколения в мире достаточно безрадостный – их фактически нет. Полностью решить хоть одну боевую задачу - например, обеспечить своими силами ПВО хотя бы половины территории страны, имеющей их на вооружении, он не могут. Но что более серьёзно их боевые и технические их характеристики лишь немного превосходят лучшие образцы истребителей основанных на планерах истребителей четвёртого поколения. А это уже свидетельствует о проблеме в плане возможностей в конструировании истребителей (ЛА) кардинально превосходящих по своим характеристикам самолётов-одноклассников предыдущего поколения. Это значит, что реально создать истребитель действительно 6 поколения, не создав полноценный истребитель 5 поколения невозможно. Почему это так и каким всё же может быть направление в котором могут развиваться истребители в будущем, условном шестом поколении, будет рассказано в следующем исследовании по данной тематике.  

     

Реклама
Обновления
Реклама