Морские вертолёты ВМФ России, обновление – перспективы и направления

Морские вертолёты ВМФ России, обновление – перспективы и направления

Этой публикацией мы начинаем серию статей, посвященных одному из важнейших компонентов авиации Военно-морского флота России – морским вертолётам.

 В начале следует пояснить о каких вертолётах авиации Военно-морского флота России будет идти речь.

 Парк морских вертолётов авиации Военно-Морского флота России состоит из вертолётов из двух основных групп:

-  первая, способных базироваться на береговых базах

-  вторая, способных базироваться на палубах кораблей

 К первой, группе (берегового базирования) относятся такие типы вертолетов как Ми-8МТ. Их основная функция связь, перевозка грузов и личного состава между береговыми базами и подразделениями. 

 Вторая группа – вертолёты, которые могут осуществлять взлёт-посадку с кораблей и базироваться на них. В основном сейчас это вертолёты Ка-27 различных модификаций и Ка-29. Так вот именно они и требуют обновления в первую очередь. Почти все вертолёты Ка-27 и Ка-29 были сделаны больше тридцати лет назад. Конечно, они проходят плановые ремонты, часть прошла капитальный ремонт с модернизацией – например противолодочный палубный вертолёт Ка-27 в Ка-27М. Однако все эти мероприятия только дают время на принятие на вооружение новых винтокрылых машин.

 Есть два пути обновления парка морских палубных вертолётов авиации Военно-Морского флота России:

 - первый, создание конструктивно принципиально нового вертолёта для замены вертолётов Ка-27 и Ка-29

 - второй, постройка на основе конструкций вертолётов Ка-27 и Ка-29 новых бортов, с современной цифровой авионикой модульно-блочной архитектуры

У обоих путей обновления парка морских палубных вертолётов авиации Военно-Морского флота России есть свои сильные и слабые стороны. Рассмотрим их.

 Создание конструктивно принципиально нового вертолёта – на первый взгляд очень верный, правильный и перспективный путь. Но он очень сложный и затратный. Потребуется от пяти до десяти лет, чтобы получить первые серийные экземпляры. Дальше ввод в эксплуатацию и устранение так называемых «детских болезней» - это еще два три года. В сумме это минимум десять лет, только тогда они достигнут минимальной боеготовности. Второй «подводный камень» при создании конструктивно принципиально нового вертолёта – вопрос насколько получиться удачной конструкция и насколько будет экономически не затратной. Опыт современного авиастроения, как зарубежного, так и отечественного, наглядно это показывает.

 Постройка новых планеров вертолётов на основе уже состоящих на вооружении – путь не такой прогрессивных, как может показаться – но очень практичный и уже проверенный. Примеры этого в современной военной авиации встречаются повсеместно. Для примера можно привести модернизацию Су-27 в Су-35С. Когда на основе планера и аэродинамической схемы Су-27 был создан фактически новый по оснащению самолёт.

Есть и третий путь – по который уже также успешно опробован на практике. Когда новые, конструктивно принципиально другие образцы, эксплуатируются вместе с прежними разработками. Примеры за рубежом – самолёты-истребители четвертого поколения F-15, F-16 и F-22, F-35 пятого. У нас будет такой же алгоритм –  Су-35С, Су-30СМ и Су-57.

 Перспективы и заделы для развития морских вертолётов у нас есть, как и необходимость двигаться в данном направлении.