ШахМат или…

ШахМат или…

Всегда достаточно сдержан в своих высказываниях в области авиации, отечественной в частности. Сдержан, но честен. Поэтому данная публикация будет в несколько скептическом ключе. Не без оснований.

 В современном мире получить правдивую, истинную информацию очень сложно. Фактически мировое сообщество уже давно находится в состоянии третьей мировой войны – информационной. Склонность современного информационного сообщества к восхвалению или принижению сути многих вещей давно добралась и до авиационной сферы.  Поэтому действительно, неожиданное для большинства, появление проекта российского перспективного многоцелевого истребителя пятого поколения однодвигательной схемы – вызвало огромный поток публикаций, часто громких заявлений. Но среди них большая часть - новостные публикации и почти нет анализа самого объекта (проекта). Попробую немного разобраться, что на сегодняшний день представляет данный проект, его необходимость, перспективы развития.

 Итак, что конструктивно представляют в XXI веке современные многофункциональные истребители? Как вновь созданные или глубоко модифицированные самолёты предыдущих поколений. Среди массовых – 99% это истребители двухдвигательной схемы. Единственным массовым серийным и коммерчески успешным самолётом с одним двигателем является американский F-16. Ещё раз подчеркну – является массовым и коммерчески успешным. А вот с точки зрения боевых качеств он, объективно, достаточно «темная лошадка». Созданный как дешёвый и массовый самолёт его качества, как «воздушного бойца» с истребителями, так и остались не раскрытыми. В большинстве стран в которых он состоит или был ранее на вооружении либо ни разу не принимал участие в реальных боевых действиях или во время них был самолётом второго эшелона, часто с выполняющим удары по наземным объектам.

 F-35 – однодвигательный многофункциональный истребитель пятого поколения до сих пор не вышел из стадии устранения «детских болезней». Учитывая, что с момента принятия его на вооружение и серийного производства прошло уже достаточно времени, нет гарантий что он не останется «хромой уткой» уже навсегда. Предпосылок к этому и фактов более чем достаточно, но это тема для отдельной публикации. А вот почему это произошло? Потому что однодвигательная схема? Нет, конечно! Вот тут и начинается самое интересное.

 С каждым новым поколением создание самолётов-истребителей становилось всё сложнее. Сначала закончились резервы аэродинамики планера – фактически четвертое поколение истребителей оказалось самым совершенным в аэродинамическом плане. Резервы по силовым установкам ещё остались – создание двигателей с управляемым вектором тяги, безфорсажным режимом сверхзвуковой скорости. Но и они уже вплотную подходят к пределу физики своей техники, принципу работы и устройства. И, венец, современного военного самолёта его БРЭО. От у его возможностей теперь зависит минимум 50% успеха нового самолёта. Итог – создание самолёта, принципиально и конструктивно нового образца – это огромный объём и сложность работ. И не всегда в итоге этому может сопутствовать успех. Пример – тот же F-35. На каком этапе произошёл сбой – неясно. Итог же очевиден. Самолёт не может выйти даже на беспроблемную каждодневную эксплуатацию. О полноценном участии в каких-либо боевых действиях нет фактов вообще.

 Вот и стоит задаться вопросом – есть ли у нас как минимум необходимость в создании даже экспортного однодвигательного истребителя? На мой взгляд – абсолютно нет. И даже больше в экономическом плане. Мировой рынок для экспорта истребителей сейчас минимален. Посмотрите на цифры – самые крупные закупки исчисляются несколькими десятками самолётов. Причём многие покупатели ставят условием покупки – локализацию производства у себя в стране и передачи части технологий. Другие потенциальные покупатели либо вплотную подошли созданию самими самолётов-истребителей с высокими техническими характеристиками или довольствуются самолётами истребителями с достаточно средними характеристиками, но при этом также полностью своей разработки.   

  Для отечественных ВВС у нас есть прекрасный проект Су-57. К слову ещё только начинающий свою летную жизнь и эксплуатацию в процессе которой могут возникнуть объективные сложности и потребуются силы и ресурсы для их устранения и создания новых модификаций самолёта.   Поэтому разработка ещё одного истребителя, пусть в теории и более дешевого, а значит всё же с более слабыми ТТХ, избыточна.  

Так что же в итоге, на сегодняшний день, представляет проект ШахМат? Для меня лично – уравнение со многими неизвестными. Мы живём в эру глобального маркетинга, а часто, называя вещи своими именами – дезинформации. Вполне вероятно, что данный проект возможен как «пробный шар» для изучения реакции, проведения НИОКР или введения в заблуждение. Что же на войне все способы приемлемы. Как сказал в начале публикации, де факто уже давно идёт третья мировая – информационная война. И только время покажет будет ли данный проект действительно основой для нового однодвигательного самолёта или останется маркетинговым макетом с функциями заявления о намерениях.