Су-25 и Ка-50 - необходимость одноместные штурмовых ЛА

Су-25 и Ка-50 - необходимость одноместные штурмовых ЛА

Осуществляющаяся сейчас специальная военная операция (СВО) на Украине ещё раз подтверждает необходимость наличия одноместных летательных аппаратов (ЛА) для осуществления огневой поддержки воинским подразделениям на поле боя. При этом нет необходимости в создании и разработке новых ЛА, достаточно наладить серийный выпуск незаслуженно оставленных без внимания уже созданных одноместных ЛА предназначенных для осуществления огневой поддержки воинским подразделениям на поле боя. Такими являются боевой вертолёт Ка-50 и штурмовик Су-39.

 Одноместный боевой вертолёт Ка-50 и штурмовик Су-39 созданный на основе штурмовика Су-25 лучше всего подходят для выполнения задач над полем боя. В том числе и к сожалению неверная оценка характера будущих военных конфликтов, их масштабности и интенсивности воспрепятствовала массовому принятию на вооружение данных ЛА.

 Сейчас, когда объявлено о разработке нового сверхзвукового многофункционального двухместного самолета тактической авиации, необходимо не допустить ошибок прошлых лет.  Тактической и армейской (как практически выполняющая одинаковые ударные задачи с тактической) авиации необходимы наоборот дозвуковые одноместные относительно несложные самолёты и вертолёты. И стоит отдельно подчеркнуть в больших количествах.

 Какова аргументация начала возобновления производства и принятия на вооружение именно одноместных, дозвуковых, относительно технически несложных ЛА для осуществления огневой поддержки воинским подразделениям на поле боя?

 Как подтвердила СВО, интенсивные боевые действия на сухопутном ТВД не ушли в прошлое. А для ведения боевых действий на сухопутном ТВД даже среднего масштаба требуется значительное количество вооружений, в том числе и авиационной техники. И её использование, особенно при современных средствах ПВО, подразумевает выведение её из строя. Следует при этом учитывать не только боевые потери. При относительно несложной технически технике несложно как произвести изначально значительное количество ЛА, так и поддерживать её в боеспособном состоянии. И здесь играет роль не только техническая составляющая, но и финансовая. Если на сумму необходимую для производства-содержания одного сверхвысокотехнологичного универсального боевого ЛА можно произвести хотя бы два менее универсальных, но более недорогих и что важнее более полно использующих свой потенциал ЛА – то необходимо идти как по этому пути. Плюс ещё один главнейший фактор. О нём далее.

 От широких, общих теоретических рассуждений перейдём к конкретным ЛА о которых сказано в названии материала – Су-25 и Ка-50.

 Начнём с более традиционного самолёта – штурмовика Су-25. Су-25 доказал свою эффективность с самого начала принятия на вооружение. Простой и эффективный. Однако, с течением времени, как и любому ЛА ему потребовалась необходимость модернизации. Изначально конструкторским коллективом создавшими Су-25 была разработана его кардинальная модификация, которая позволила бы получить самолёт по техническим и боевым характеристикам значительно превосходящий изначальный Су-25. Это был проект Су-25Т, в дальнейшем получивший название Су-39. В нём были устранены практически все недостатки обычных Су-25. Правильность конструкторских решений была подтверждена в том числе и в ходе боевых действий. Самолёт Су-39 был принят на вооружение, выпущена первая серия самолётов. К сожалению в дальнейшем неверная оценка грядущих военных конфликтов, желание оптимизировать затраты привела к отказу от дальнейшего производства Су-39. Было принято решение провести модернизацию штурмовиков путём доработок уже выпущенных обычных Су-25. В краткосрочной перспективе в этом была некоторая экономическая целесообразность. Но только в краткосрочной и только эконмическая. Модифицированные Су-25 не получили лётно-эксплуатационного ресурса новых планеров (ЛА), которым обладали бы выпускаемые новые Су-39, которые могли быть сделаны только новыми. То есть с течением времени всё равно потребуется замена модифицированных Су-25 в старом планере. Если посчитать, то модификация старых Су-25, а в дальнейшем всё рано их замена на новые или создание уже нового штурмовика выйдет дороже чем если бы был продолжен выпуск Су-39. По боевым возможностям Су-39 всё равно был выше, чем модифицированные Су-25. А вот экономия на обороноспособности это гораздо недальновиднее, чем экономические расходы.

На текущий момент имеется возможность вернутся к выпуску штурмовика Су-39. Особенно это актуально при современной элементной базе, которая благодаря цифровым технологиям позволяет повысить характеристики ЛА. К сожалению, в рамках планера Су-25, даже если наладить выпуск именно новых самолётов методом цифровой начинки не решить недостатки конструкции, которые устраняет конструкция планера Су-39.  

 Ка-50 – не просто новый вертолёт. Его создание – это создание абсолютно новой революционной концепции боевого вертолёта, который смог бы частично заменить даже самолёты штурмовой авиации.  К великому сожалению его крупносерийный выпуск, как и Су-39 в виду неверной оценки грядущих военных конфликтов, желания оптимизировать затраты и полного непонимания самой концепции Ка-50 как практически как нового вида вооружения армейской авиации, был не реализован.

 В чём даже на сегодняшний день уникальность и востребованность вертолёта-штурмовика Ка-50? Его концепции как именно одноместного, хорошо бронированного ударного вертолёта. Не секрет, что до сих пор и в обозримом будущем главным в ЛА будет являться лётчик. Автоматика до сих пор, даже при современных достижениях электроники и искусственного интеллекта не способна эффективно полностью автономно выполнять боевые задачи. Пример этому современные БПЛА. Лётчики, особенно в современной авиации – это элемент, требующий длительного обучения, подготовки, а затем и приобретения опыта.