Военно-воздушным силам Финляндии - 100 лет

Военно-воздушным силам Финляндии - 100 лет

В этом году исполнилось сто лет со дня образования ВВС Финляндии. По традиции такая дата отмечается большим авиашоу, которое прошло на аэродроме Ювяскюля.

 Репортаж с него далее, а пока немного об истории ВВС этой северной страны, их прошлом, настоящем и будущем.

В начале своей истории развитие ВВС Финляндии было с одной стороны довольно типично для условий одновременного возникновения нового независимого государства и становления его основных институтов, с другой стороны можно увидеть и много нестандартных и эффективных решений, присутствующих на протяжении всей их, ВВС Финляндии, истории.

 Начало XХ века века, применительно к военной авиации, период уже не просто её появления. Первая мировая война показала, что вроде совсем не внушительные на вид, в сравнении с своими вооружениями-современниками, самолёты на самом деле являются очень эффективным и перспективным видом вооружения, но и как многое новое весьма затратным, требующим финансовых вложений. Понятно что, значительными финансовых ресурсами начале истории своей государственности Финляндия не располагала и поэтому сначала в состав финских ВВС входили не самые передовые самолёты. В начале это были британские Gloster Gamecock Mk.II, Bristol Bulldog Mk.IVA . В 1937 году были закуплены семь голландских истребителей-монопланов Fokker D.XXI, а следующие 21 были собраны из комплектов на государственном авиазаводе «Валтион лентоконетехдас», что практически послужило основой для создания финской авиационной промышленности. Именно данный истребитель стал основой финской истребительной авиации во время боев с авиацией РККА в ноябре 1939 — марте 1940 года. И именно в ходе "Зимней войны" проявился очень оригинальный подход финнов в формировании своих ВВС - использование трофейных самолётов противника. Причем не только для изучения и ознакомления с самолетами противника, но и применяли ее в боевой обстановке. Иностранные самолёты появлялись в финских ВВС двумя основными путями - первый в виде трофеев, когда самолёты противника (чаще всего советские) совершали вынужденную посадку. Второй, более экзотический, финны закупали самолёты захваченные немецкими войсками неповрежденными на аэродромах стран, с которыми вела боевые действия фашисткая Германия. Некоторые эскадрильи финской авиации практически полностью были оснащены "трофейными" самолетами на протяжении значительных периодов времени.

Линейка финских СБ-2 из состава 2lLeLv 6

 

Финские И-15бис (И-152)

 

СБ-2 захваченный во время "Зимней войны"

Все трофейные машины, независимо от происхождения, до передачи в строевые части проходили ремонт и переборку на государственном авиазаводе "Валтион лентоконетехдас" в Тампере. Сложности и трудности с которыми столкнулся и преодолел в ходе текущего ремонта трофейной техники  авиазавод в Тампере и технический состав ВВС, показали высокую квалификацию и возможность решения проблем в сжатые сроки. Эти традиции самообеспечения оказались весьма важны для финской авиации и в послевоенный период, когда она продолжала свое развитие в условиях весьма скромных ресурсов и жестких бюджетных ограничений. Благодаря этому в последующие десятилетия все более сложные и мощные типы самолетов поступали на вооружение финских ВВС : Фолланд "Нэт", Фуга "Мажистер", МиГ-21Ф, МиГ-21бис, ВАе "Хок", Сааб 35 "Дракен", Макдоннел-Дуглас F/А-18 "Хорнет".

 

Эти самолеты, за исключением "Нэт" и МиГ-21, в основном собирались в Финляндии, что дало возможности их полностью самостоятельного обслуживания и ремонта. В XXI веке ВВС Финляндии приняли решение о обновлении истребительного авиапарка. Американские многоцелевые истребители Макдоннел-Дуглас F/А-18 "Хорнет" будут заменены на более современные самолёты. Официальными претендентами для поступления на службу в ВВС Финляндии объявлены Дассо "Рафаль" и Еврофайтер "Тайфун". Шансы на победу в конкурсе каждого из них будут рассмотрены мной в отдельной статье. Сейчас же фоторепортаж нашего нового автора Павла Блохина с авиашоу на аэродроме Ювяскюля посвященного столетнему юбилею финских ВВС.

Пилотажная группа финских ВВС "Полуночные соколы"

 

Французский "Рафаль" выполняет энергичный взлёт.

 

Интернациональный "Еврофайтер" также представлен в полётной программе.

 

Именно один из этих двух самолётов, в ближайшем будущем, может стать основным многоцелевым истребителем ВВС Финляндии.

Но это будущее, а некоторые самолёты, состоявшие ранее вооружении финских ВВС, не смотря на возраст тоже были представлены в программе полётов.

 

Сааб 35 "Драккен"

 

Вилма

 

Фуга "Мажистер"

 

И, конечно, летали вертолёты, играющие существенную роль в финских ВВС.

От крошечного OH-6 до современного NH-90

 

И другие участники авиционного праздника.

 

Реклама
Обновления
Реклама