689-й гвардейский...

689-й гвардейский...

15 октября этого 2019 года исполнилось 80-лет прославленной авиачасти - 689-у гвардейскому истребительному Сандомирскому ордена Александра Невского авиационному полку имени маршала авиации А.И. Покрышкина

Начало формирования полка было положено 12 сентября 1939 года директивой штаба ВВС Киевского особого округа (КОВО), в соответствии с которой в Кировограде началось формирование 55-го истребительного авиационного полка (55-го ИАП). 15 октября 1939 года состоялись выборы партийного бюро полка, в 1950 году это событие послужит основанием для 15 октября официальным годовым праздником части - днем рождения полка. Полк начал получать свою первую материальную часть: 20 самолетов И-15бис, выделенных ему из состава ВВС КОВО, 4 спарки УТИ-4 и 4 истребителя И-16 М-25.

 Особенность становления 55-го ИАП заключалась в том, что политорганы части были сформированы раньше, чем собственно органы военного управления. Лишь в конце декабря 1939 года первым командиром 55-го ИАП был назначен помошник командира 2-го ИАП майор Артемьев Николай Сергеевич. Первым командиром стал человек с заслугами, награжденный двумя орденами Красного Знамени за участие в боевых действиях в Испании. 22 декабря того-же года, после окончания Качинской Краснознаменной авиационной школы им. А.Ф. Мясникова, получив звание старшего лейтенанта, в 55-й ИАП на должность младшего летчика был направлен Александр Покрышкин. Ему было суждено пройти с полком всю Войну, стать при этом первым трижды Героем Советского союза, а через несколько лет после своей смерти в 1989 году, передать родному полку свое ставшее легендарным имя. К январю 1940 года формирование 55-го ИАП было завершено, и он был передан в состав ВВС Одесского военного округа. С 1 декабря 1940 года 55-й ИАП базируясь на аэродроме "Бельцы", находившегося близ бессарабского (молдавского) села Сингурены, начал перевооружение на более скоростные и тяжелые истребители МиГ-3. Однако первые 42 самолета МиГ-3 поступят в полк только в апреле 1941 года...

 В начале года шло постепенное освоение новой материальной части, 28 мая 1941 года было получено указание, которое предписывало организовать боевое дежурство сменяющимися звеньями самолетов на аэродромах-засадах расположенных вдоль границы с Румынией. Первым на боевое дежурство заступило звено младшего лейтенанта Георгия Кондратюка из 3-ей АЭ. В начале июня по железной дороге в полк прибыла заключительная партия МиГ-3 (20 комплектов самолета МиГ-3 в разобранном виде), что позволило развернуть полк до стандартного штата - 64 самолета в составе 4-х эскадрилий. Еще до начала Войны полк понес первую боевую потерю, 17 июня 1941 года при перехвате очередного немецкого самолет-разведчика и попытке вытеснить его за границу СССР был сбит ответным огнем самолет младшего лейтенанта Ивана Ханина, вылетевшего на перехват одиночно. К роковой дате 22-го июня в 55-м полку самостоятельно вылетели на самолете МиГ-3 только 42 экипажа из 1-й и 2-й эскадрильи, и лишь 50% из них закончили тренировочные полеты по кругу и в зону. К воздушной стрельбе и стрельбе по наземным целям даже не приступали, часть самолетов еще не была собрана.

 Части 20-й САД (смешанной авиационной дивизии) в которую входил 55-й ИАП были подняты по тревоге в 3:00 и получили приказ рассредоточить самолеты и находится в готовности №2. В 5:10 по московскому времени аэродром "Бельцы" был подвергнут авианалету бомбардировщиков He-111 под прикрытием истребителей Bf109. Полк приступил к боевым действиям, а уже к 7:00 одержал свою первую победу - младший лейтенант Константин Миронов из 1-й АЭ атаковал и подбил самолет-разведчик Hs126. Всего за первый день войны летчики 55-го ИАП выполнили 151 боевой вылет, из них 69 – на прикрытие наземных войск и своего аэродрома, 12 – на сопровождение бомбардировщиков Су-2, 42 – на штурмовку и 28 – на разведку.

 Растет боевой счет полка, в первый день Войны в боях с ним силы Люфтваффе потеряли 5 самолетов, но с ним растут и потери - за первый день Войны полк потерял 3-х летчиков и 2-х техников. Всего за первый месяц из 62-х летчиков полка - погибнут 19, еще двое покинут полк из-за ранения, трое попадут в плен. За первые полгода погибнет 36 летчиков из числа тех, кто воевал в 55 ИАП с первых дней Войны. Весь долгий путь до Победы с полком пройдут только двое...

 По итогам боев 1941 года большая группа личного состава полка была представлена к правительственным наградам, а сам полк к получению гвардейского звания. 7 марта 1942 года постановлением Президиума Верховного Совета и Ставки Верховного Главнокомандования, Приказом НКО №70 "за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава" 55-й истребительный авиационный полк преобразован в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк с переводом его на 3-х эскадрильный штат. Для полного укомплектования по новому штатному расписанию в марте того-же года в полк прибыло значительное пополнение. Для восполнения потерь в материальной части в полк было передано некоторое количество самолетов Як-1.

 27 марта указом Президиума Верховного Совета СССР командиру звена лейтенанту Селиверстову Кузьме Егоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) - первому в полку. 18 мая 16-й ГвИАП действующий в то время на Донбассе, вошел в состав 216-й ИАД под командованием Героя Советского Союза В.И. Шевченко, в составе этой дивизии полку предстоит воевать до самой Победы и служить в ней до 1960 года, когда авиадивизия будет расформирована, а ее полки переданы в состав Балтийскую дивизию ПВО. 5 июля командующий 4-й ВА генерал-майор авиации Вершинин лично вручил полку Гвардейское знамя. На фронте обстановка становилась все более драматичной, состоявшимися воздушными бойцами проявили себя в этот период гвардии капитаны Крюков, Покрышкин, Фигичев, гвардии старшие лейтенанты Федоров и Шульга, гвардии лейтенанты Искрин и Речкалов.

 В августе 1942 года 16-му ГвИАП, проведшему на фронте уже более года и прошедшему драматический путь от Молдавии до предгорий Кавказа предстояло покинуть фронт и убыть в тыл на переформирование и переучивание на новую материальную часть - самолет Bell P-39 "Airacobra" (Аэрокобра), которые поступали в СССР из США по ленд-лизу. Хотя первоначально, в течении двух месяцев, экипажи осваивали так-же, американский Curtiss-Wright P-40E "KittyHawk", на котором уже успело самостоятельно вылететь 7 летчиков. С января 1943 года начались теоретические занятия с летным и техническим составом по изучению самолета "Аэрокобра", первый экземпляр которого получили 16 января. Практическое обучение на новом типе самолета осложнялось из-за недостатка самолетов, которые поступали медленными темпами. К середине марта полк был уже укомплектован самолетами "Аэрокобра" по полному штату - 32 самолета, модификаций - P-39D-2, P-39-K1, P-39-L1 что позволило к 1 апреля закончить программу переучивания. Уже 2 апреля полк направлялся на Северо-Кавказский фронт, выполнив перелет из Закавказья в Краснодар.

 Весной 1943 года напряженные воздушные сражения вспыхнули на самом южном участке фронта, на Кубани, в небе которой шли непрерывные воздушные бои гигантских размеров, в которых участвовало одновременно сотни самолетов. Здесь шла смертельная борьба за господство в воздухе, решался вопрос, кому будет принадлежать небо. С первых же дней летчики полка смело вступили в единоборство с гитлеровскими хвалеными «ассами» из эскадр JG3 и JG52. Первым в полку, счет сбитых самолетов в небе Кубани открыл пилот красноармеец Иван Степанов. В небе Кубани была полностью отработана тактика боя пары истребителей, определены задачи ведущего и ведомого, впервые опробова в деле предложенный Покрышкиным боевой порядок, получивший позже наименование "кубанская этажерка". Эта схема базировалась на слетанной паре, как основной боевой единице. Во второй половине дня 17 апреля, произошел бой предопределивший дальнейшие победы летчиков полка. Ударную группу из 6-ти самолетов повел командир эскадрильи гвардии лейтенант Вадим Фаддеев, его ведомый гвардии лейтенант Андрей Труд первым увидел, что со стороны моря несколькими "волнами" идут бомбардировщики Ju87 под прикрытием большого числа истребителей Bf109. В завязавшемся воздушном бою, который продолжался 20 минут было сбито 11 (!) самолетов противника, с нашей стороны был потерян только 1 самолет. Оказалось, что при грамотном управлении боем, при четком взаимодействии пар и групп можно бить численно превосходящего противника. Этот бой и его результаты имели огромное психологическое значение для летного состава полка, в сознании происходил перелом - возникала уверенность в себе. По итогам этих боев Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, шести летчикам полка было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»: гвардии майору Павлу Крюкову, гвардии капитанам Вадиму Фаддееву (посмертно), Александру Покрышкину, гвардии старшим лейтенантам Григорию Речкалову и Николаю Искрину, гвардии лейтенанту Дмитрию Ковалю. За период боев на Кубани летчики 16-го ГвИАП совершили - 1338 боевых вылетов, провели 98 воздушных боев, сбили 151 самолет противника. Впереди полку предстояли бои на Украине, к которым он приступил уже 4-го августа после перебазирования на новый аэродром. За период с 9 апреля по 31 декабря 1943 года полком было произведено 4715 боевых самолето-вылетов, из них 352 - на разведку, уничтожено 328 самолетов противника. Потери полка за этот период в личном составе составили 27 человек (25 летчиков и 2 техника), также потеряли 55 самолетов.

 В начале 1944 года в полк выводился в резерв на пере укомплектование личным составом и материальной частью. 3 марта Александра Покрышкина назначают командиром 16-го ГвИАП, но в этой должности он пробыл всего 2 месяца, т.к. уже в декабре был назначен на должность командира всей 9 ГвИАД (в которую входил и 16-й ГвИАП). Вскоре всей дивизии подлежало войти в состав 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, в ее составе участвовать в Ясской оборонительной операции, а затем уже в составе 1-го Украинского фронта участвовать в Львовско-Сандомирской операции. За время ее проведение полк выполнил 1179 боевых вылетов, провел 27 воздушных боев, уничтожив 41 самолет противника. приказом Верховного Главнокомандующего от 1 сентября 1944 года за отличное выполнение боевых заданий при форсировании реки Висла и за овладение городом Сандомир (Польша) - 16-му ГвИАП присвоено собственное наименование "Сандомирский". 26 апреля "за образцовое выполнение заданий Командования в боях при прорыве обороны немцев и разгроме войск противника юго-западнее Оппельн и проявленные при этом доблесть и мужество" 16-й ГвИАП был награжден орденом Александра Невского. День Победы полк встретил на аэродроме "Гроссенхайн", всего за годы ВОВ летчики полка совершили 13681 боевой вылет, провели 937 воздушных боев, уничтожили 587 самолетов противника.

 В первые послевоенные годы полк, входя в состав Центральной группы войск базировался на аэродромах Австрии и Венгрии. В рамках масштабной пере нумерации частей и соединений 16-й ГвИАП директивой Генштаба от 10 января 1949 года был переименован в 689-й гвардейский истребительный авиационный Сандомирский ордена Александра Невского полк. В ноябре 1950 года полк вступил в реактивную эру - начав переучивание на самолет МиГ-15бис. В октябре 1952 года 16-й ГвИАП был передан в подчинение 54-го ИАК ПрибВО, с перебазированием с австрийского аэродрома "Штрассхоф" на аэродром "Нивенское" в Калининградской области. На новом месте полку предстояло служить следующие полвека, до 2002 года. Срок службы 689-го ГвИАП в составе 54-го ИАК ПрибВО был сравнительно недолгим и уже в мае 1953 полк в составе 237 ГвИАД был передан в состав ВВС 4-го ВМФ (до 1955 года одно из структурных подразделений Балтийского флота). Несмотря на то что полк специализировался на противовоздушной обороне, но надев черную флотскую форму стал чаще летать над морем, на долгие годы освоение специфики полетов над морем стало важной частью летной и боевой подготовки полка. В 1953 году на вооружение в полк поступили более совершенные самолеты МиГ-17 и МиГ-17П. В связи с осложнившейся в ту пору международной обстановкой летчики полка все чаще стали подниматься на перехват иностранных самолетов-разведчиков которые производили полеты над территорией СССР. Так как технические характеристики уже освоенных полком самолетов семейства МиГ-17 не позволяли успешно противодействовать высотным разведчикам типа U-2, в 1956 году полку была поставлена задача переучивания на самолет МиГ-19. Эта задача будет с успехом выполнена, поступившие на вооружение полка самолеты МиГ-19 различных модификаций буду состоять на службе вплоть до 1977 года, до поступления на вооружение самолетов 3-го поколения МиГ-23М. В рамках изменения организационной структуры полк в 1960 году передается из состава ВВС Балтийского флота в состав Балтийской дивизии ПВО, а 237-я ГвИАД в которую он входил была расформирована. В 60-е годы весьма напряженно работали экипажи дежурных сил, которые ежегодно выполняли свыше 50 самолето-вылетов на сопровождение иностранных самолетов над нейтральными водами Балтийского моря (однако абсолютный рекорд 800 подъемов самолетов из дежурных сил был достигнут в 1989 году). В 1977 году полк приступил к освоению самолета МиГ-23М, который эксплуатировался полком до 1989 года, уступив место истребителю-перехватчику четвертого поколения Су-27П, заступившему на боевое дежурство 27 апреля 1990 года. Данный тип самолета и сегодня по прошествии почти 30 лет успешно эксплуатируется полком. 26 июня 1989 года в ознаменование 50-ти летия со дня образования авиачасти, постановлением Совета Министров СССР 689-му гвардейскому истребительному Сандомирскому ордена Александра Невского полку было присвоено имя трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И Покрышкина.

 В 2002-м году в связи со сложившейся в ту пору тенденцией на сокращение аэродромной сети, полку предстояло перебазирование с аэродрома "Нивенское" на аэродром "Чкаловск", расположенный в одноименном поселке-пригороде Калининграда.

 Наметившаяся в первой половине 90-х годов первоначальная разрядка отношений с Западом, и установкой на "дружбу" с ним, сменилась, с началом 2000-х, новой постепенно нарастающей конфронтацией. В связи с изменившейся геополитической ситуацией, в частности вступление бывших стран социалистического лагеря и прибалтийских республик бывшего СССР в НАТО полк оказался на острие "противостояния" с Западом. Участились полеты авиации стран НАТО и даже "нейтральной" Швеции вблизи зоны ответственности полка - территории Калининградской области. Причем нередко, когда силы НАТО действуют не одиночными самолетами - а целыми группами разведывательных комплексов. Особенно сильно эта активность возрастает в весенне-летний период проведения учений, в эти дни, экипажи самолетов дежурных сил по нескольку раз в день поднимаются в небо. Частыми "гостями", на перехват которых поднимаются при их приближении к границам Калининградской области гвардейцы, стали - самолеты радиотехнической разведки RC-135 различных модификаций ВВС США и его британский "коллега" Airseeker R.1, самолет радиотехнической разведки Gulfstream IV SP ВВС Швеции, противолодочные самолеты Boeing P8 Poseidon ВВС США, Lockheed P-3C Orion ВМФ Германии, бомбардировщики B-1B Lancer и B-52 Stratofortress ВВС США, самолет-разведчик Lockheed U-2, истребительная авиация стран НАТО осуществляющая патрулирование стран Балтики по программе Baltic Air Policing. В связи с закрытием территории сопредельных государств для полетов государственной авиации России, ныне основной маршрут полетов между территорией Калининградской области и территорией остальной части России проходит над нейтральными водами Балтийского моря. В связи с этим, к задачам истребительной авиации помимо несению боевого дежурства в составе сил ПВО, также добавилась задача сопровождения транспортных, пассажирских самолетов (с высокопоставленными пассажирами, например, в виде министра обороны РФ, главнокомандующего ВМФ, командующего войсками ЗВО) при их перелетах над нейтральными водами Балтийского моря. В последнее время полк активно пополняется молодыми кадрами, которые "окрепнув" становятся опорой полка, так выпускники пришедшие в 2013 году.

 В это непростое время полк встречает свое 80-летие со дня образования, в этот день хочется пожелать ветеранам полка - здоровья и долголетия, а тем кто принял от них эстафету мужества - стойкости, верности своему Воинскому долгу. И пусть количество взлетов равняется количеству посадок!

 

С праздником, 689-й Гвардейский!

 

Реклама
Обновления
Реклама