Авиация БФ - дозаправка в воздухе

Авиация БФ - дозаправка в воздухе

На прошедшей неделе экипажи гвардейского смешанного авиационного полка авиации Балтийского флота выполняли очередные тренировки по дозаправке топливом в воздухе. В один из дней тренировка совпала с проведением ЛТУ, в ходе которого полк отрабатывал задачу нанесения ударов по наземным целям. Работа на полигоне была сопряжена с условным пополнением запаса топлива в воздухе.

В тренировке по воздушной дозаправке приняли участие более десятка Су-24М и Су-30СМ, состоящих на вооружении этой прославленной части. В процессе летчики отрабатывают подход к самолету-заправщику Ил-78М, выравнивание скоростей, выпуск штанги дозаправки, прицеливание. После чего немного увеличивают скорость, чтобы попасть головкой приемника топлива в «корзину», как называют конус-датчик агрегата заправки (УПАЗ).

Самолет-заправщик Ил-78М имеет три заправочных агрегата. Установленные в фюзеляже емкости заправщика вмещают 36 тонн топлива. Дозаправка самолетов фронтовой авиации выполняется, как правило, с крыльевых точек. Самолеты подходят как по одному, так и парами. Причем, пары бывают как однородные (Су-24М), так и смешанные (Су-30СМ).

После сцепки заправщик и заправляемый выдерживают одинаковые параметры движения. Причем, не только в прямолинейном полете, но и в вираже, что наверняка еще сложнее. Собственно, все этапы дозаправки в полете обладают повышенной сложностью. И тут, наверное, трудно выделить какой-то наиболее сложный. Особенно, с учетом того, что все это действо происходит на высоте 4500 м и скорости 550 км/ч. И не только днем, но и ночью, в свете фар. Недаром к данным тренировкам допускаются летчики только 1-го и 2-го класса. И далеко не у каждого контакт с заправщиком происходит с первого раза. Приличная болтанка, спутный след от большого и тяжелого заправщика – все это серьезно усложняет и без того непростую задачу.

К тому же, в этот раз самолеты имели на внешней подвеске вооружение, что существенно отразилось на динамике полета. Но на то они и тренировки.

 Если топливоприемник не попал в “корзину” датчика-конуса, пилоты уводят машину вниз и в сторону, а затем повторяют заход снова. К чести экипажей, количество промахов было ничтожным.