100 лет ВВС Польши – авиашоу Радом 2018

100 лет ВВС Польши – авиашоу Радом 2018

25 и 26 августа на аэродроме города Радом проходило авиашоу, посвящённое 100-летию польских ВВС.

 Польские Военно-воздушные силы были образованы сразу после получения независимости Польшей в 1918 году и получили боевое крещение в польско-советской и польско-украинской компаниях. Самые трагические испытания выпали на долю Польши и её Военно-Воздушных сил с началом второй Мировой войны. Польские летчики отважно дрались в небе за свою страну. А после оккупации страны многие из них воевали в составе ВВС Франции, Королевских Военно-воздушных сил и в ВВС РККА. Имена Станислава Скальского, Витольда Урбановича, Болеслава Гладыша, Евгениуша Горбачевского, Яна Зумбаха, Михаила Мациовского, Мариона Писарека, ставшими асами, вошли в историю навечно.

 Несмотря на то, что наибольших личных результатов добились летчики, сражавшиеся в составе RAF, основу послевоенных ВВС Польши составила советская техника, безвозмездно переданная Польше. По состоянию на 1 мая 1945 г. польская авиагруппа, сражавшаяся на советско-германском фронте составила: 154 истребителя (117 Як-9, 24 Як-1 и 13 Як-3), 140 штурмовиков Ил-2 и 39 ночных бомбардировщиков По-2, а в отдельных подразделениях связи и обеспечения имелось еще 114 ПО-2ВС. Дальнейшее развитие Польских ВВС, вплоть до 1991 года, тесно связано с техникой из СССР. На базе советских машин велись собственные разработки, были и полностью оригинальные. За эти годы в Польше был налажен лицензионный выпуск МиГ-17, Ан-2, Ан-28, Ми-1, Ми-2, а также авиационных двигателей. На вооружение польских ВВС поступили такие грозные машины, как МиГ-17, МиГ-21, Миг-23, Миг-29, Су-20 и 22, Ми-1,-2,-4,-8,-14,-24, Ил-28, Ан-26, -28 составлявшие основу боевой и транспортной авиации. После 1991 года Польшей был взят курс на сотрудничество с Западом и вступление в НАТО. Советские машины заменялись на более новые западного производства. На вооружение поступили современные истребители F-16 и транспортные самолеты C-130, С-295, ERJ 175, учебно-тренировочные М-346 и PZL-130, готовятся к поставкам вертолёты UH-60. Тем не менее, эксплуатация машин советского производства МиГ-29, Су-22, Ан-26 ещё продолжается. Польша приобрела МИГи-29 из Германии и Чехии, модернизирует Су-22.

  25 и 26 августа на аэродроме города Радом проходило авиашоу, посвящённое 100-летию польских ВВС. Аэродром Радом, также известный как аэропорт Радом-Садкув, является аэродромом совместного базирования, расположен примерно в 3 км к востоку от центра города Радом. Здесь помимо гражданских, базируется 42 учебная база ВВС. Название «Садкув» происходит от пригорода Радом, в котором расположен аэропорт. Аэропорт работает с начала 20-х годов прошлого века. Он имеет одну взлетно-посадочную полосу 2000 x45 м и рулежную дорожку шириной 14 метров. Они были отремонтированы в 2000 году. Авиационный праздник в Радоме проводится регулярно, в этом году в 16-й раз, и является крупнейшим на территории Польши. В нем участвуют польские аэроклубы, пилотажные команды из многих стран, военно-воздушные силы, авиация военно-морского флота, сухопутные войска и много гостей из разных стран. В этом году участие приняли 22 страны, а субботу, когда погода ещё окончательно не испортилась, праздник посетило более 80 тыс. гостей.

   Установившаяся по всей Европе тридцатиградусная жара на выходные решила вдруг смениться типично питерской погодой. Температура упала более чем на 12 градусов, небо заволокли тучи, пошел затяжной дождь, усилился северный ветер. В воскресенье столбик термометра не достиг и 14 градусов. Посетители искали способы укрыться от непогоды и согреться. Если бы не испортившаяся погода, то гостей праздника было гораздо больше. В связи с непогодой и программа выступлений претерпела изменения и сокращения. Появились долго тянущиеся перерывы между выступлениями, которых на прошлых праздниках не было. Тем ценнее мастерство пилотов, выступавших в таких неподходящих для пилотажа сложных погодных условиях и доставивших море положительных эмоций зрителям. Можно перечислить выступавших:

  Фонд  "Красно-белые крылья"  на Ан-2 и трех Aero AT-3

 - Ми-171Ш и Ми-24 чешских ВВС

 -  "Cellfast Flying team" на трех Moran-Saulnier MS-893A Rallye Commodore 180

 - Исторические самолёты спонсором которых является компания "Ред Буллз"  -  ВО-105, В-25, F4U, Т-28, Альфа Джет

 - Австрийский SAAB-105Oe

 - польский мастер пилотажа Артур Килак на ХА-41

 По программе ожидался парад авиатехники, но, увы, он не состоялся, лишь группа Leonardo M-346 Master совершили проход над трибунами и новейший Boeing 737 Max8 авиакомпании LOT в сопровождении шестёрки ТS-11 "Бело-красных искр"

Е-3А AWACS пролетел перед трибунами на малой высоте

 Продолжу перечисление участников шоу:

 -PZL-130 "Orlik" ВВС Польши

 -  "Harward"

 -  "Royal Jordan Falcons" на Extra 300L 

 - "Krila Oluje"  (Крылья шторма) из Хорватии на РС-9

 - знаменитые "Frecce Tricolori" на MB.339

 - финские полуночные ястребы "Midnight на Hawks" на Hawk Mk.51

 - швейцарские "Patroulle de Suisse" на F-5E

 - испанская "Patrulla Aguilla" на CASA C.101

 - "Baltic Bees" на L-39

 Сольный пилотаж на истребителях показывали:

- пилоты чешских ВВС на SAAB-39

- британских RAF на Typhoon GR.4

- украинских на Су-27УБ

 - пакистанских ВВС на JF-17 Thunder (Chengdu FC-1 Xiaolong)

 - турецких ВВС на F-16

 - бельгийских на F-16

 - греческих ВВС на F-16

  Много техники было представлено и на статических стоянках. PZL-130 Orlik, F-16, Typhoon, SAAB-105Oe, Leonardo M-346FA Master с комплектом вооружения, MFI-395 Super Mushshak из Пакистана, C-130H американский и бельгийский, Су-25, Ми-24, Ми-17, W-3, М28, C-27J, правительственные Ми-17 и Gulfstream G550, единственный оставшийся со времен второй мировой войны истребитель PZL-11C, различные варианты W-3 Sokol и M28 Bryza. Только перечисление участников заняло немало времени. А как описать их выступления? Это надо увидеть! Никакими словами не передать эмоции! Поэтому смотрите фотографии и обязательно побывайте на Radom Air Show! Несмотря на плохую погоду, сокращённую программу, неполный список участников, любители авиации получили отличную дозу положительных эмоций, радости и восхищения от выступлений, смогли пообщаться с авиационными специалистами, прикоснуться к тому, что обычно недосягаемо парит в вышине.

                                        Небольшое послесловие.

 К нам с товарищем подошел на авиашоу мужчина средних лет. Спрашивает на русском языке: «Где ваши самолёты?» Он узнал в нас представителей России и задал такой вот вопрос. А что мы могли ответить?! К сожалению, при сегодняшней политической обстановке участие российских самолётов на подобном авиационном празднике невозможно. Мы пригласили его приехать на МАКС и АРМИЮ, чтобы посмотреть на пилотаж наших летчиков и самолеты вблизи. Это не единичный случай, когда задавался подобный вопрос. Однако, отрадно видеть, что не смотря на не слишком позитивные сегодняшние политические отношения между нашими странами, хорошее и доброе отношением польских любителей авиации к нашим людям и интерес к нашей авиационной технике.