Полёты на групповую слётанность на вертолётах Ми-8

Полёты на групповую слётанность на вертолётах Ми-8

Полёты на групповую слётанность - важный элемент летной и боевой подготовки.

 Групповые полёты - это не только воздушные парады и показы. Основное их предназначение полёты большим количеством летательных аппаратов для выполнения различных боевых задач. Для вертолётов армейской авиации это  - от перебазирования с аэродрома на аэродром, до нанесения массированных штурмовых ударов по наземным целям.

 

  Качество выполнения группового полета зависит от уровня подготовки и слетанности экипажей. Очень многое зависит от подготовки и действий ведомых. От того, насколько своевременно ведомые замечают малейшее отклонение в интервале, дистанции и превышении, соразмерно и плавно действуют рычагами управления при исправлении замеченных отклонений и точно при этом учитывают инерцию своих вертолетов, в первую очередь зависит слетанность группы.

 

 Сохранение ведомыми своих мест в строю зависит и от точности выдерживания ведущим заданного режима полета, плавности изменения скорости, направления и высоты полета, а также от своевременного предупреждения ведомых о характере предстоящего маневра.

 

Немаловажное значение для успешного выполнения группового полета имеют правильно выбранные параметры строя. В сомкнутом строю интервал и дистанция должны обеспечивать безопасность полета и свободу маневра. С этой точки зрения условия полета будут тем безопаснее, чем больше интервал и дистанция. В то же время интервал должен обеспечивать ведомым возможность сохранения своих мест в строю на разворотах без значительных изменений режимов работы двигателей.

 

 Полеты строем в составе звена (пары) обычно проходят  на скорости 150-200 км/ч на высотах не более 1000 м. Ведомым в составе пары относительно ведущих следует выдерживать интервал 50 м, дистанцию 70 м и превышение 3-5 м. При полете боевым порядком звена «пеленг пар» интервал и дистанция между парами составляют соответственно 100 м и 150 м.

 

В течение всего полета для сохранения заданных параметров строя (боевого порядка) даже в условиях спокойной атмосферы ведомый почти непрерывно перемещает рычаги управления, выполняя небольшие разгон и торможение. При этом могут изменяться тангаж, крен и угол скольжения одновременно или в различных сочетаниях между собой, возможны переходы в набор высоты или на снижение.

 

 По мере роста мастерства и опыта лётчиков, стандартные условия групповых полётов могут изменяться. Например сокращаться интервал и дистанция между парами в пеленге.

 

 Особое внимание при полёте строем уделяется манёврам в составе группы. Например разворот парой (звеном) можно выполнять как в горизонтальной плоскости, когда вертолеты находятся на одной высоте, так и с сохранением плоскости строя. Во втором случае при полете внутренним ведомый выполняет разворот с принижением, а при полете внешним — с превышением относительно ведущего, в результате чего плоскость строя наклоняется на угол, равный крену ведущего. Условия сохранения ведомым своего места в строю на развороте во многом зависят от того, насколько точно им были выдержаны заданные интервал и дистанция непосредственно перед вводом в разворот.

 

Также с ростом полётного мастерства, опыта и слётанности могут выполняться и другие манёвры и фигуры пилотажа в составе группы.

 

 Маневренные возможности вертолета Ми-8 позволяют выполнять парой виражи с креном до 30°, форсированные развороты с креном до 45°, горки, пикирования и развороты на горке с углами тангажа до 15°. Фигуры пилотажа могут отрабатываться в левом и правом пеленгах вертолетов с разворотами в сторону ведущего и ведомого.  

 

 Для  взлета пары (звена) вертолеты выстраиваются на старте на установленных интервале и дистанции. Для проверки работы двигателей, органов управления и центровки вертолета перед полетом каждый экипаж производит контрольное висение. Убедившись в нормальной работе двигателей, трансмиссии и балансировке вертолетов, ведомые докладывают о готовности к взлету.

 

 Заход на посадку и посадка строем - также являются сложной и ответственной частью полёта.   В целях обеспечения ведомому наиболее благоприятных условий для сохранения своего места в строю планирование при заходе на посадку следует производить по более пологой траектории, чем в одиночном полете. Для упрощения и обеспечения безопасности, например при ухудшении метеоусловий, при заходе на посадку звено может разделиться на пары.