Юбилей 610-го центра боевого применения и переучивания летного состава транспортной авиации.

Юбилей 610-го центра боевого применения и переучивания летного состава транспортной авиации.

Чем знаменит город Иваново? Сразу на ум приходит расхожая фраза «город невест». А ещё чем? Центр текстильной промышленности России? Да. Кто не видел на улицах автокраны «Ивановец»? Да, их делают здесь. Но мало кто знает, что здесь в глубине России есть 610 центр боевого применения и переучивания летного состава транспортной авиации, базирующийся на аэродроме «Северный». Именно здесь проходят подготовку и переучивание летчики транспортной авиации и авиации ДРЛО.

 19 августа ЦБП отмечал свой 50 летний юбилей, открыв двери всем желающим поздравить авиаторов с праздником! На этом грандиозном событии мы и побывали.

 Чем интересен 610 ЦБП? Тем, что на его территории есть музей под открытым небом. А экспонаты такие, что не в каждый ангар влезут! Да, это транспортные самолёты. Ан-22 «Антей» -прародитель всех широкофюзеляжных самолётов в мире - не Боинг и Эйрбас, а советский Антонов! Он же самый большой, самый грузоподъемный турбовинтовой самолет в мире. Чтобы увидеть это чудо, стоило приехать сюда! Рядом с ним Ан-12, Ан-26, Ил-76 - основные рабочие лошадки современности. На другой стороне главной аллеи прошлое нашей ВТА: Ли-2, Ан-2, Ил-14. Сфотографировать их не удалось из-за оганичений на передвижение посетителей, всё же военный аэродром.

После музея «летим» на аэродром, где и должно состояться основное празднество. Пользуясь тем, что мы прорвались на стоянки с техникой в числе первых, галопом бежим фотографировать экспонаты, пока их не облепили любопытные посетители. А посмотреть там есть на что! Первыми в ряду экспозиции идет техника ВДВ - основного заказчика ВТА. БМД-2, в полном снаряжении, подготовленная для десантирования. 2С9-120 мм дивизионно - полковое авиадесантное самоходное артиллерийское орудие. Молодец тот, кто знает, о чем речь. Для остальных объясню. На шасси БМД-2 (точнее бронетранспортера БТР-Д) установили другую башню с универсальным орудием 120 мм, которое может стрелять, как пушка-гаубица-миномет, что усиливает огневую мощь десантного подразделения.

Затем стоят спецмашины на базе БТР-Д, БТР-80, Уралы, Камазы, «Тигры». Была и «Рысь», но на ней уже была дюжина лихих подростков, поэтому она осталась за кадром. Также была представлена и аварийно-спасательная техника МЧС. Раздвижные пожарные лестницы своей высотой производили сильное впечатление! А ведь пожарным на такую высоту ещё и подняться в экипировке надо, да и бороться с пожаром необходимо! Невольно проникаешься уважением к этим мужественным людям!

Отдельного упоминания стоит представленная техника Тейковского ракетного соединения. На её вооружении стоят самые современные стратегические ракетные комплексы.Такие как «Ярс». Но здесь были представлены машины комплекса с меньшей дальностью стрельбы «Искандер» - пусковая установка и транспортно-заряжающая машина.

 И вот, наконец, мы достигли линейки самолётов. Первым её открывает А-50У, названный в честь главного конструктора Сергея Атоянца. За ним выставлен модернизированный Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А. Третьим в строю Ан-22 «Антей» RА-09341. Это уже второй Антей в Иваново! Следующий самолет - нестареющая классика, созданная на базе пассажирского Ил-18, - это Ил-22 RА-75899. Только обилие торчащих во все стороны антенн, антеннок и обтекатели выдают специальное назначение самолета. Отдельно, поперёк рулежки стояли серенькие Ан-26 и Ан-72.

 Мы двигаемся дальше. Нас манит просто целая линейка из Ил-76х! Только мы до них добежали, как навстречу тягач тянет Ил-76МД RF-86902! Рампа в приоткрытом состоянии. Вот так встреча, нос к носу! Не часто мимо тебя проплывает такая махина на расстоянии вытянутой руки! Дальше нас снова ждал сюрприз - среди линейки транспортников оказался вполне себе пассажирский самолет, но для особых пассажиров - Ту-134АК RF-94296. Эмблема ВВС на борту, надпись КВТА на створке передней стойки шасси говорят, что это борт самого командующего ВТА. Кроме этого нам удалось заснять ещё 8 самолетов Ил-76! Но на этом неожиданности не кончились! Тот же тягач, что притащил Ил-76МД RF-86902, подъехал к Ту-134АК RF-94296 и отбуксировал его из торжественного строя к торцу полосы. Ага, да тут интенсивное движение намечается! И мы поспешили занять места получше и повыше.

Торжественное построение и прохождение торжественным маршем войск мы оставим за кадром, также как и концертное представление, аттракционы и пр. Они были, все старались, поздравляли авиаторов, как могли. Сразу перейдём к тому, зачем приехали - к летной программе! В 11 часов началось небесное представление. Взлетел, оттащенный тягачом Ту-134АК RF-94296. После небольшой паузы аэродром ожил. Мы услышали характерные звуки запуска и работы поршневых двигателей. Это Аны-2 вступали в дело. После прогрева двигателя они рулили на ВПП и занимали позиции для взлёта. Лидер взлетел, остальные ждали, пока все займут намеченные позиции. И вот, первые Ан-2 срываются с места, коротки разбег и взлет, за ними остальные. Причём, Аны взлетают на только с бетонной ВПП, но и с грунтовой, настолько их много! Я даже не пытался сосчитать, но точно больше 20. Где ещё можно одновременно увидеть столько летающих Ан-2??? Я ответа не знаю!!!

И вот, после томительного ожидания появляются вертолёты Ми-8 с флагом России и флагом ВВС/ВКС. Это начало воздушного парада! За ними 23 Ан-2 в строю, образовывающую цифру 50. Очень напоминает хронику 30-х! После прохода в юбилейном строю следуют проходы одиночных самолётов-Ан-26, Ан-72, Ил-22, Ан-12БК-ППС (постановщик помех, довольно редкая модификация). Ан-12 ещё и сигнальные ракеты отстреливал! Нарастающий низкий рокот двигателей указывал, что следующий участник и вовсе уникальный самолет - единственный на крыле Ан-22! Это уже третий Ан-22 за сегодняшний день! Величественно проплыв, сверкая восемью винтами на солнце, Ан-22 уступил следующему участнику парада - уже известному нам Ту-134АК. За Ту летит самолет ДРЛОиУ А-50 самолет с грибом - обтекателем антенны РЛС, в явно не парадной окраске. Весь пошарпаный, выцветший - явно работа превыше внешнего лоска! В полёте на такой малой высоте их трудно встретить вдали от аэродрома базирования. За ним гигант транспортной авиации – Ан-124 «Руслан». Самый грузоподъемный серийный самолёт! И последним в парадном строю проходит Ил-76МД с открытыми дверями и рампой, как перед десантированием.

 Парад закончился, началось представление. С группы Ил-76, летевших гораздо выше парадного строя, посыпался десант. Даже сбросили макет груза на мнокупольной парашютной системе. А десантники старались приземлиться, как можно ближе к наземному ориентиру, обозначенному цветными полотнищам. Не успели десантники сложить парашюты, как на полосу стали садиться Ан-2 из парадного расчета. Бипланы поодиночке и парами садятся и рулят на свои стоянки. Сколько же их много! А на смену им в воздухе тройка Ил-76, ведущий - именной самолёт «Оренбург». Из открытого хвостового люка каждого Ила хлынул поток воды в цветах российского флага. У каждого из тройки свой цвет синий, белый и красный. Захватывающее зрелище! Тут же, за сбросившими воду самолётами, перпендикулярным курсом заходит другая тройка Ил-76, но повыше. Ведущий начинает отстрел ЛТЦ небольшими сериями. Подлетев к зрителям ближе, все три самолёта произвели выброс ЛТЦ длинной очередью! Получился грандиозный салют под занавес представления! Уже на этом можно было и закончить. Столько всего показали, но и это ещё не все!!! На аэродром сели Ан-72, Ил-22, А-50, Ту-134 из парадного расчета! Ту-134 устроил маленькое шоу, развернувшись на полосе, прокатился на старт и снова развернулся. Так и замер в начале полосы. Дальше был сброс парашютистов с вертолётов Ми-8 и вновь появившихся Ан-2. Посадки вертолётов и Ан-2. Причем, Ан-2 заходили прямо над Ту-134АК. А небо перед зрителями занял пилотажный Як-52. Лихо выполнил комплекс фигур высшего пилотажа. Затем снова пролетели вертолёты Ми-8 с флагами. Ан-2 Ивановского АСК РОСТО сбросил парашютистов, которые выстроили в небе этажерку. После парашютистов небо заняли мотодельтапланеристы и парапланеристы с флагами и драконьими хвостами. Даже пытались петардами изобразить отстрел ЛТЦ. Забавно получилось.

 Вот, все приземлились, праздник закончился - пора и земными делами заняться. Пришло время и нам, гостям, покинуть аэродром. Мимо стоянок самолётов, идем, утомлённые летним зноем. Держим курс на характерное хвостовое оперение. Подходим ближе - не может быть!!! Четвертый Ан-22 за день! Не охваченным остался только Ан-124, мы пробежали мимо него в начале выставки. Издалека было видно, что передний грузолюк открыт и там просто тесно от людской массы, желающих побывать внутри гиганта. Да еще и стоянки за ВПП, где стоит техника ещё с красным флагом и надписью «Аэрофлот» на борту привлекла внимание! Но, увы, туда не пускали. Впечатлений от увиденного хоть отбавляй! Материала отснятого на месяцы вперед! А главное, смогли увидеть мощь, славу и гордость ВТА! Столько событий за один только день! По насыщенности событиями праздник в Иваново получился в один ряд с МАКСом! Побольше бы таких событий!

 Большое спасибо всем, кто организовал, кто летал, показывал своё мастерство, всем кто причастен к этому событию! Чистого голубого Вам неба над головой!