ВВС Румынии на сегодняшний день одни из массово эксплуатирующих самолеты МиГ-21. В ближайшие годы из планируют снять с вооружения. Но пока они летают. Живые легенды - о них новый фоторепортаж нашего зарубежного корреспондента Patrice Dochain
Истребитель третьего поколения МиГ-21 в нынешних реалиях, конечно, безусловно устарел. Но для стран с небольшими военными бюджетами, которые всё же хотят что бы в их Военно-воздушных силах были реактивные истребители - он отличный выбор. Недорогой в эксплуатации, с отличными даже по современным меркам скоростными характеристиками, достаточно манёвренный. Эти данные позволяют пилотам получать и совершенствовать навыки управления реактивным самолётом с высокими летно-техническими характеристиками. Этого не даст ни один из современных учебно-тренировочных (и боевых на его базе) самолётов. Например много ли даже сейчас военных самолётов могут развивать почти две скорости звука?
Состоящие сейчас на вооружении ВВС Румынии МиГ-21 были модернизированы израильской фирмой Israel Aircraft Industries (IAI). Были доработаны системам гидравлики и шасси, но самые значительные изменения коснулись ботового радиоэлектронного оборудования. Установлен многоцелевой импульсный доплеровский радара М 2032 имеющий большую дальность обнаружения воздушный целей и позволяющий видеть цели не только в воздушном пространстве, но и на фоне земли, что может быть использовано и для атак по наземным целям. Самолёт получил новую электросистему, кабина пилота оснащена интегрированной системой авионики оборудованной тремя жидкокристаллическими дисплеями упрощения контроля всех электронных систем.
В распоряжении летчика теперь и нашлемный целеуказатель, а система управления вооружением сочетается с новейшей электронной системой навигации,фактически полностью освобождающей пилота от штурманских обязанностей в любое время суток.
Из-за уменьшения габаритов авионики и связанного с ней оборудования освободилось достаточно места для размещения дополнительных 200 л топлива внутри самолета. В итоге суммарный запас топлива составил 3000 литров. С учетом; подвесного топливного бака на 1200 л эксплуатационный боевой радиус действия самолета увеличится почти на 50% по сравнению с исходным вариантом.
Самолет оснащен новым катапультным креслом, модифицирован и фонарь кабины: он стал односегментным и на 50% прочнее (что важно при столкновении с птицей) плюс обеспечивает лучший обзор, чем обычный немодернизированный фонарь, состоящий из трех частей с относительно широкими металлическими переплетами.
В завершении хочу привести слова директора испытательного центра IAI, по совместительству шеф-пилота фирмы Шмула Менахема:
"Я летал на разных модификациях "двадцать первого" "МиГа". На мой взгляд, это выдающийся самолет своего времени, скоростной и для наших дней."