В число авиационных мероприятий проводимых в Европе, которые стоит посетить, безусловно, входит авиашоу в польском городе Радом.
Шоу проводиться один раз в два года и в 2015 году я посетил его. Кратко его можно охарактеризовать следующим образом - насыщенность и демократичность. Теперь от общих слов к деталям и подробностям.
Большинство постоянных посетителей крупных авиационных праздников знают, что событие начинается как минимум за два дня до начала официальных дней проведения - это прилёт участников и их тренировки. Как правило для увидеть что происходить в эти дни есть не у всех, обычно у аккредитованной прессы и фотографов. В Радоме все намного доступней - за пределами аэродрома есть несколько мест откуда прекрасно видно происходящее на летном поле. Места на них лучше занимать заранее, всё же площади их ограничены. Самое прекрасное, что организаторы и местные власти очень доброжелательно относятся к такому процессу.
Фотографы и зрители на одной из неофициальных точек.
Как уже сказано выше полёты идут весь световой день и даже больше - в вечерние сумерки.
Взлёт на тренировочный пилотаж греческого F-16
Взлёт на тренировочный пилотаж словацкого МиГ-29
Показательное выступление польского PZL W-3 Sokol
и чешского Ми-24
Важной составляющей любого авиашоу всегда является выступление пилотажных групп. Обычно это одна или две группы, а в Радоме 2015 их было шесть:
- польская " Бело-Красные Искры " ( Bialo-Czerwone Iskry )
- польская " Орлик (Orlik)
- испанская "Орлиный Патруль" (Patrulla Águila)
- испанская "Патрулла Аспа" (Patrulla ASPA)
- иорданская "Иорданские Соколы" (Royal Jordanian Falcons)
- швейцарская "Швейцарский патруль" (Patrouille Suisse)
- итальянская "Трехцветные стрелы" (Frecce Tricolori)
По мимо именитых пилотажных групп на мощных реактивных самолётах, с групповым пилотажем выступали и представители малой авиации. Да, их выступления не столь мощны и потрясающи как у профессиональных пилотов на реактивных самолётов, но и их уровень мастерства вызывает уважение. Он требует не меньшей отдачи и смелости, ведь в случае нештатной ситуации катапультной системы спасения на этих самолётах нет.
Групповой пилотаж пилотажных групп дополняли соло-выступления так называемых demo team (демо тим) - полёты специально подготовленных пилотов национальных ВВС с демонстрационной программой.
Бельгийский F- 16, греческий F-16.
Всегда особый интерес представляют демонстрационные полёты лётчиков различных ВВС на стандартных строевых самолётах состоящих на вооружении. Особенно если это уже редкие в настоящее время типы. Например, Су-22 польских ВВС и МиГ-21 румынских ВВС
Впрочем и полёты современных истребителей также не оставят никого равнодушным. Еврофайтер ВВС Италии, Рафаль ВВС Франции, МиГ-29 ВВС Польши
Вертолёты так же представлены несколькими моделями и типами, например:
- классический транспортно-боевой вертолет Ми-24
- новейший многоцелевой ударный турецкий вертолёт Т129ATAK
Кроме вышеперечисленных самолётов и вертолётов в небе Радома можно было наблюдать еще с десяток различных ЛА - от маленьких представителей сверхлегкой авиации, до достаточно крупных транспортных самолётов.
Так же разнообразна и насыщенна была и наземная экспозиция.