
Ту-134 — среднемагистральный пассажирский самолет на 80 пассажиров, один из самых массовых самолетов,которые производились в СССР.
Всего, вместе с опытными и предсерийными образцами, было построено 854 самолёта всех модификаций.Производство было прекращено в 1989 году.Первые два опытных экземпляра Ту-134 назывались ТУ-124А, так как за основу был взят самолёт Ту-124. Они были собраны в 1963 году, а первый полёт был выполнен 29 июля 1963 года,. Лайнер получился удачным и через пару лет
ему присвоили индекс ТУ-134.
Серийное производство модели стартовало в 1966 года, эксплуатация началась с сентября 1967 года.
Самолёт строился в различных модификациях: пассажирские, машины специального назначения, летающие лаборатории.Всего производилось 12 модификаций самолёта Ту-134:
– Ту-134 базовая модификация самолёта, имеющая пассажировместимость до 64 человек (позднее – 72). Носовая часть остеклённая, имеется тормозной парашют для уменьшения расстояния пробега при посадке.
Производился с 1966 по 1970 год.
- Ту-134А – модификация лайнера, оснащённая более совершенными двигателями, что позволило отказаться от использования тормозных парашютов для снижения скорости лайнера при посадке.
Также серьёзно повышена экономичность эксплуатации самолёта. Благодаря удлинённому на 2 метра фюзеляжу была увеличена и пассажировместимость Ту-134А.
Производилася с 1970 по 1980 год.- Ту-134А-2 — самолёт с изменённым носовым остеклением.
- Ту-134А-3 — установлены усовершенствованные турбореактивные двигатели Соловьёва Д-30 третьей серии
- Ту-134АК — самолёт с салоном 1 класса на 24 места и салоном «люкс» на 13 пассажиров. Отличался наличием второй двери для пассажиров со встроенным трапом.
Часть самолётов оборудовалась средствами спецсвязи. Выпускался, в основном, для ВВС и правительственных перевозок- Ту-134А «салон» — Ту-134АК с одной дверью.
- Ту-134Б – усовершенствованный вариант Ту-134А. Обладает меньшей массой и новой компоновкой пассажирского салона. Экипаж самолёта был уменьшен (с 4 до 3 человек).
Добавлены новые аварийные выходы. Некоторые самолёты данной модификации имеют дополнительные топливные баки, что позволяет увеличить их дальность полёта. Серийное производство продолжалось с 1980 по 1984 год.- Ту-134Б-3 — Ту-134Б с двигателями Соловьёва Д-30 третьей серии
- Ту-134БВ — модификация для отработки и контроля системы автоматической посадки «Вымпел», создаваемой для космического челнока «Буран»
- Ту-134Б «салон» — самолёт повышенной комфортности на базе Ту-134Б. Отличался наличием второй двери для пассажиров в хвостовой части. Изготовлено 7 самолётов. Ещё несколько самолётов переоборудовано из пассажирских Ту-134Б, при этом вторая дверь отсутствовала
- Ту-134ЛК – летающую лаборатория, для космической отрасли- Ту-134М – модернизированная версия Ту-134Б, оснащённая новыми двигателями
- Ту-134С – опытная грузовая модификация самолёта-
Ту-134СХ – модификация Ту-134 для использования в сельскохозяйственных целях
- Ту-134УБЛ (Ту-134А-4) – самолёт, используемый для подготовки лётчиков морских и стратегических бомбардировщиков
- Ту-134УБЛ-Ш (Ту-134Уч) – специализированная модификация Ту-134УБЛ, предназначенная для подготовки штурманского состава для самолётов морской и стратегической авиации
- Ту-134Ш (Ту-134Уч) – самолёт, предназначенный для подготовки штурманского состава для дальней и фронтовой бомбардировочной авиации- Ту-134Ш-СЛ – модификация, используемая в качестве летающей лаборатории для испытаний радиоэлектронного оборудования
- Ту-134А-3М – VIP-модификация Ту-134. Всего было построено 6 самолётов данной модификацииКонструкционно самолёт ТУ-134 – цельнометаллический низкоплан с турбореактивными двигателями серии Д-30, размещенными в хвостовой части.
В первых модификациях лайнера экипаж состоял из четырёх человек. Позже от штурмана, в связи с развитием новых навигационных технологий, было решено отказаться.
ТУ-134 – это один из самых надежных пассажирских лайнеров в мире. Срок службы изначально его установилен 8 000 часов налета. Затем был увеличен до 40 000. Срок службы лайнера составлял свыше 25 лет.Выдающейся особенностью Ту-134 остаются непревзойденные до настоящего времени ограничения по величинам бокового 20 м/с и встречного 30 м/c ветра при взлете и посадке.
Сейчас Ту-134 продолжается эксплуатироваться Министерством обороны России и северокорейской авиакомпанией Air Koryo.