Turku Air Show 2019

Turku Air Show 2019

Каждый год в Финляндии проходит большое авиашоу, являющееся главным авиационным событием года. По традиции оно проходит в разных городах Суоми. В этом году его принимал аэропорт Турку.

  Каждый год в Финляндии проходит авиашоу, являющееся главным авиационным событием года. По традиции оно проходит в разных городах Суоми. В 2013 году авиашоу принимал аэропорт города Лаппеенранта, в 2014 на севере в Оулу, в 2015 в Турку, в 2016 в КуопиоВ 2017 году в столице Хельсинки состоялся праздник, посвященный 100-летию Финляндии. В 2018 году праздник проходил в Tikkakoski и было посвящено 100-летию ВВС Финляндии, а в 2019 году снова вернулся в Турку. 

  Turku Air Show 2019, проходивший 15-16 июня, организовано Turku Flying Club при поддержке Финских ВВС, армейской авиации, пограничной охраны и Финской Авиационной Ассоциации (Finnish Aeronautical Association , сокращённо-FAA). Партнерами авиасалона стали такие крупнейшие фирмы как Airbus, Boeing, Lokheed Martin, SAAB, Dassault Aviation, Patria, которые представили различные экспонаты и демонстрационные стенды.

 Благодаря, длящемуся не первый год, конкурсу на замену финскими ВВС основного истребителя F-18, на авиашоу можно было увидеть самые современные истребители Европы: JAS-39, Typhoon и Rafale. А Соединенные Штаты направили сюда даже ультрасовременный истребитель - невидимку F-35! Каждый хочет показать товар лицом, а американцы, показывая свою невидимку, работают на перспективу. Такого самолета нет у европейцев! Правда, F-35 не летал в рамках авиашоу, но одно его присутствие в Турку, вызывало хорошее давление на европейских соперников. Норвегия, Италия, Нидерланды, и Великобритания уже располагают F-35, для Дании и Бельгии поставки запланированы, Польша и Румыния  выразили желание закупить невидимки. Почему бы и Финляндии не примкнуть к ним? Посетители плотным кольцом обступили невидимки – экспонаты. Каждый хотел если не сделать селфи с ним, то тщательно рассмотреть. Осада самолетов поредела, только с началом полетов.

 Европейские конкуренты F-35 бились за признание  не только на стендах  с демонстрацией эффектного видео, но и вживую в воздухе. Французы демонстрировали программу парой Rafale с подвешенными тремя 1250л топливными баками и четырьмя ракетами воздух-воздух MICA. Есть ли смысл так загружать самолет на пилотаж? Ведь зритель будет смотреть, как летает самолет и какие фигуры сможет демонстрировать, а не сколько на нем висит нагрузки. Наверное, поэтому пилотаж пары Rafale походил на выполнение упражнения «ведущий убегает, ведомый догоняет». Да, были элементы скрещивания траекторий при выходе к зрителям, но это совсем не то, что демонстрировал Rafale в Жуковском на МАКСе! Наверное, французам надо пересмотреть подход к демополетам.

 Зато конкуренты в лице Typhoon и JAS-39 выжимали из самолета все, что можно. Typhoon вертелся как «уж на сковородке». Бочки, петли, развороты наглядно демонстрировали высокую тяговооруженность и маневренность машины. Пилотаж JAS-39 лишь немного уступил Typhoon.  Как бы там ни было с пилотажем, но все летчики попозировали на посадке - носовую стойку опускали гораздо позднее, чем при обычных приземлениях, грациозно разворачивались на полосе и заруливали на отведенное место перед зрителями. Некоторые пилоты махали при этом рукой, приветствуя зрителей из кабины.

 

 Стоит отметить очень удачную для зрителей схему расположения самолетов и вертолетов. В Турку было две зоны, где они располагались. Одна у терминала ТНТ для статической экспозиции. Здесь были стенды компаний и огороженные металлическими барьерами самолеты и вертолеты, сфотографировать их было не проблематично  - никто не мешает. Каждый день с утра в эту зону привозили экспонаты-самолеты и вертолёты, так что для пришедших первыми был дополнительный элемент шоу. Желающие могли попасть во внутрь открытых для посетителей летательных аппаратов. Вторая зона располагалась на рулежке, как раз напротив зрителей. Они могли, примерно с 20 м, увидеть подготовку самолета к вылету, рулежку самолета на старт и заруливание после полета, что называется «лицом к лицу». И неважно,  на что ты снимаешь - на камеру, смартфон или видео, без материала не уйдёт никто. Только не ленись придти в первых рядах, а то желающих много! Да и демонстрационная программа в эти два дня отличалась.

 Вторым по популярности среди посетителей был тоже американский самолет. Как часто вам удавалось побывать на борту самолета раннего радиолокационного дозора и управления (AWACS)? А вот в Турку можно было в нем побывать аж два дня подряд, отстояв приличную очередь. А самолет то интересный, принадлежит командованию НАТО, базируется в Люксенбурге и несет юбилейную ливрею, посвященную 70-летию НАТО.  У посетителей была уникальная возможность познакомиться с командным  пунктом с крыльями и посмотреть, как там все устроено. Гласность? Помните  такое слово?

 Европейский концерн Airbus тоже удивил. В субботу на авиашоу приземлился А350-900 авиакомпании Finnair и пробыл экспонатом целый день. В Турку такие самолеты не летают, их вотчина аэропорт Хельсинки, откуда они отправляются в дальние рейсы - Япония, Китай, Америка. Вот счастье маленьким финнам поглазеть на огромный белый лайнер. А в заключение субботнего дня, А350 взмыл в небо и показал себя во всей красе, несколько раз пролетев над ВПП на малой высоте. Очень впечатляюще! И больше всего поражает, что большой и мощный лайнер, а совсем не шумит! Двигатели очень тихо работают!

 Программу выступлений открыли парашютисты и парапланеристы. Их сменили исторические самолеты. Як-11, Ме-109 (НА-1112 испанская версия с мотором «мерлин» как на « спитфаерах»), Вильма, единственный сохранившийся в мире Глостер Гаунтлет, реактивные Вампир, Фуга Мажистер. Были и совсем редкие машины - Turun Lentokerho с велосипедном шасси, Klemm KL 25 «Adolf Aarno» 1937 года между прочим. Четверка SAAB 91D продемонстрировала групповую слетанность ветеранов самолетов, под управлением ветеранов пилотов. Затем небо разрезали винты пилотажников на специальных самолетах Ехтра 330. Четверка пилотажников на экстравагантных бипланах показывала чудеса верткости своих  Pitts S, Ultimate 10-300 и Cristen Eagle II.  За ними сменяли друг друга вертолеты пограничной охраны и патрульный Do-228. Польский квартет на самолетах «Орлик» продемонстрировал четкость выполнения фигур и мастерство выдерживания строя не только в воздухе, но и при рулежке на земле. Выступил и реактивный лайнер школы пилотов Embraer 500 Phenome 100. Более скоростные финские Hawk соло  и четверка Midnight Hawk раскрасила небо дымами.  F-18 с сольным пилотажем покорил, наверное, всех присутствующих. Были представлены и необычные трюки. Супер Пума пограничников транспортировала на внешней подвеске автомобиль. Прилетев в заданную точку, производила сброс автомобиля. И нет автомобиля. Такой трюк несколько обескураживает, но смотрится эффектно. Таже Супер Пума подбирала человека из кузова несущегося на хорошей скорости грузовика. Настоящий каскадёрский трюк! Agusta AW119 осуществляла слив воды из внешнего устройства пожаротушения. Армейский NH-90 показал, что большие вертолеты не менее маневренные, чем комарик Hughes MD500 выступавший перед ним. А отстрел тепловых ловушек стал приятным сюрпризом для зрителей. В 2019 году исполняется 100 лет финской пограничной охране. Может поэтому на авиашоу в летной программе их представляли экипажи трех вертолетов и одного патрульного самолета? Летчики показали, на что способны эти машины.

 

 Среди ультрасовременных лайнеров и истребителей нашлось место и для авиамоделистов. Представляете восторг мальчишки или девчонки (и такие там были), когда тобой построенная модель взлетает с ВПП настоящего аэродрома на настоящем авиашоу! Я думаю, адреналин у ребят зашкаливает, гордость распирает! И ни одной аварийной посадки - все штатно!

 Заключительным аккордом дня стало совместное выступление машин трех разных поколений. Зрители увидели поршневой Ме-109, Вампир из эры первых реактивных и современный F-18, пролетающих в одном строю!  Самолеты аналогичные этим служили в финских ВВС в разное время, а теперь в рамках авиашоу оказались крылом к крылу! Очень символично!

 

 Что ещё хочется отметить. Огромное спасибо организаторам авиашоу за разумно составленную программу. Не было томительных пауз, всё время что-то двигалось, один выступает, другой рулит на старт. Первый закончил - рулит к зрителям, второй взлетает и занимает зону для выступления. И так непрерывно весь день с 10 до 18. Даже регулярные рейсы, да-да, аэропорт продолжал работать  принимал и выпускал самолеты на маршрут, стали частью шоу. Наверняка, у пассажиров глаза на лоб вылезали, когда они видели такое количество разнообразной техники в обычно тихом аэропорту Турку! А самолеты прокатывались после посадки, разворачивались и убывали к перрону для высадки и посадки пассажиров. Потом на взлет по расписанию. И все это между выступлениями участников авиашоу! Потрясающе слаженная работа!

 От себя хочу поблагодарить организаторов за прекрасно организованные места для прессы. Аккредитованные журналисты могли  вести съемку с небольшого расстояния, по солнцу, несколько дней подряд. Была предоставлена возможность произвести съемку на прибытии бортов на авиашоу, их тренировок, непосредственно на авиашоу и отлета с авиашоу. Это просто грандиозно! Были выделен подготовленный персонал, который обеспечивал безопасность людей в зоне съемок. Мы смогли убедиться в высокой готовности аварийных служб, но их умения не потребовались, всё завершилось благополучно. Авиашоу в Турку не просто крупнейшее авиасобытие в Финляндии, на мой взгляд ,это шоу уже европейского масштаба, как по составу участников, так и по организации и проведению шоу. Очень солидный состав участников на исторических самолетах, прекрасно представленная современная авиация, удачное место проведения - все это говорит о том, что следующего авиашоу в Турку мы будем ждать с нетерпением!

Реклама
Обновления
Реклама