Aermacchi MB-339 Super Macchino

Aermacchi MB-339 Super Macchino

Aermacchi MB-339 - итальянский легкий учебно-тренировочный самолёт, был создан как замена MB-326, учебно-тренировочных самолетов и легких штурмовиков итальянских ВВС предыдущего поколения. Совершил первый полёт 12 августа в 1976 году.

Конструктивно МВ-339 представляет собой достаточно простой самолёт. Он выполнен по схеме низкоплана с двухместной кабиной и трапециевидным крылом небольшой стреловидности, в качестве силовой установки используется один турбореактивный двигатель Rolls-Royce Viper Mk 632-43 сборки компании "Piaggo". Самолёт получился весьма удачным - маневренным и устойчивым к ошибкам курсантов, что хорошо соответствовало его основному, учебно-тренировочному, назначению.

 МВ-339, как и его предшественника МВ-326, создавали с возможностью использовать и как легкогий штурмовик. Особо широкого успеха и распространения она не получила. Фактически специализированно в качестве штурмовика самолет использовался только в ВВС Новой Зеландии и Аргентины. Новозеландские МВ-326 хоть и имели возможность нести широкую номенклатуру вооружения (в том числе управляемые ракеты воздух-поверхность AGM-65 "Maverick") в реальных боевых действиях участия никогда не принимали. А вот аргентинские Super Macchino имея на вооружении только относительно простое вооружение (блоки неуправляемых ракет и подвесные контейнеры с пушками) приняли активное участие в Фолклендской войне. Причем, весьма успешно - в ходе атаке на фрегат ВМФ Великобритании "Аргонот" был поврежден его радар. Всего в боевых действиях принимали участие шесть MB-339 ВВС Аргентины. В воздухе был потерян лишь один - сбит из переносного зенитного комплекса.

 

© MUAN

MB-326А ВВС Аргентины 

 

MB-339 также поставлялись в такие страны Африки как Гана, Нигерия, Эритрея, где они эпизодически принимали участие в вооруженных конфликтах малой интенсивности.

© Public domain

 

Конечно, главную известность в мире MB-339 получил как самолёт знаменитой итальянской пилотажной группы Frecce Tricolori.

В настоящее время MB-339 различных модификаций ещё состоит на вооружении ВВС Италии, но в ближайшем будущем его планируется заменить на учебно-боевой самолет нового поколения Alenaia Aermacchi M346 Master.

Модификации Aermacchi MB-339, всего построено 230 самолётов:

 MB-339A - базовый вариант самолёта. Состоял на вооружении ВВС Италии с 1979 по 1995 годы. Четыре самолёта экспортировались в Гану, пять в Дубай, шесть в Аргентину.

MB-339PAN - модификация предназначенная для пилотажной группы " Frecce Tricolori". От MB-339A отличается наличием дымогененраторов и возможностью снятия топливных баков с законцовок крыльев.

MB-339RM - MB-339A ВВС Италии получившие модернизированный бортовой радар и радиооборудование.

MB-339AM - модификация MB-339A для ВВС Малазии. Поставлено 13 самолётов.

MB-339AN - модификация MB-339A для ВВС Нигерии. Поставлено 12 самолётов.

MB-339AP - модификация MB-339A для ВВС Перу. Поставлено 16 самолётов.

MB-339K Veltro II - одноместный штурмовик, серийно не строился (построен один самолёт). От двухместных самолётов отличался двумя встроенными 30мм пушками DEFA, изменённой носовой частью с увеличенным отсеком для БРЭО, большей емкостью топливных баков.

MB-339B - модификация MB-339A с двигателем Viper Mk 680-43 имевшим большую тягу - 19,57 kN, против 17,9 kN у базового. Серийно не строился, построен один самолёт.

MB-339C - модификация с цифровым БРЭО и цифровой авионикой ("стеклянная кабина").

MB-339CB - модификация для ВВС Новой Зеландии. Отличалась возможностью применения большой номенклатуры вооружения, в том числе ракет воздух-воздух AIM-9L Sidewinder и ракет воздух-поверхность AGM-65 Maverick. Поставлено 17 самолётов.

MB-339CD - модификация MB-339C для ВВС Италии с двигателем Viper Mk 680-43 имевшим большую тягу - 19,57 kN, против 17,9 kN у базового и полностью цифровой авионикой - "стеклянная кабина". Построено 30 самолетов.

© Public domain

MB-339CE - модификация MB-339C с двигателем Viper Mk 680-43 (19,57 kN) для ВВС Эритреи. Поставлено 6 самолётов.

MB-339CM - модификация MB-339C для ВВС Малазии. Поставлено 10 самолетов.

Тактико-технические характеристики MB-339A:

Размеры:

Длина: 10,97 м

Размах крыла: 10,86 м

Высота: 4,08 м

Площадь крыла: 19,3 м²

Двигатель:

Роллс-ройс Вайпер Mk.632-43 (1×17,79 кН)

Массы и нагрузки:

Масса снаряжённого: 3125 кг

Масса нормальная взлётная: 4400 кг

Масса максимальная взлётная: 5895 кг

Ёмкость внутренних топливных баков: 1100 л

Боевая нагрузка: до 2060 кг на 6 точках подвески

Лётные характеристики:

Максимальная скорость - 898 км/ч

Боевой радиус: 228—593 км (в зависимости от вооружения и профиля полёта)

Перегоночная дальность: 2110 км

Практический потолок: 14 630 м

Скороподъёмность: 33,5 м/с (2010 м/мин)

Длина разбега с нормальной взлётной массой: 914 м

Длина пробега с нормальной посадочной массой: 415 м

Экипаж: 1-2 человека.