22 июля 1895 года родился один из великих авиаконструкторов ХХ века - Павел Осипович Сухой
Его путь в авиацию начался в 1915 году, когда он поступил в Императорское Московское техническое училище - единственное учебное заведение Российской империи, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха. В его стенах он стал членом Кружка воздухоплавания, который создал и которым руководил профессор, основоположник гидро и аэродинамики Николай Жуковский.
В том же 1915 году П.А. Сухой был вынужден прервать своё обучение в в Императорское Московское техническое училище – шла Первая Мировая война, будущий авиаконструктор был призван на военную службу. Только в 1921 году Сухому удалось вернуться в учебное заведение ставшем именоваться, после революции 1917 года, Московским высшим техническим училищем. Одновременно с учёбой он совмещал работу в Конструкторском бюро Николая Васильевича Фомина, где проектировались дирижабли, и также продолжал занятия в авиационном кружке в училище. Позже стал работать чертёжником в Экспериментальном отделе ЦАГИ. После окончания в 1925 году Московского высшего технического училища был приглашён Андреем Николаевичем Туполевым на работу в конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. Позже стал работать в КБ А. Н. Туполева , входившем тогда в структуру ЦАГИ.
В период с 1925 по 1939 год Павел Осипович Сухой и возглавляемая им бригада № 4 АГОС ЦАГИ создала:
- истребители: серийные — И-4, И-14, опытные: И-8, ДИП
- рекордный самолёт РД, на котором экипажи В. П. Чкалова и М. М. Громова совершили ряд выдающихся перелётов, а экипаж М. М. Громова установил абсолютный мировой рекорд дальности полёта по прямой — 10148 км, преодолев это расстояние за 62 часа 17 мин.
- дальний бомбардировщик ДБ-2, на доработанном варианте этого самолёта «Родина» женский экипаж В. С. Гризодубовой совершил беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток
- самолёт ББ-1 (с 1940 года — Су-2), который первый из «семейства Сухих». Он строился большой серией (910 самолётов) в вариантах ближнего бомбардировщика и артиллерийского разведчика-корректировщика. Принимал активное участие в Великой Отечественной войне.
Создание ББ-1 и стало фактически возникновением КБ Сухого. 29 июля 1939 г. — дата выхода постановления Правительства, по которому бригада конструкторского бюро Московского завода № 156 для внедрения ББ-1 в серию, возглавляемая Павлом Осиповичем Сухим, была в полном составе переведена из Москвы в Харьков на серийный завод № 135, осваивавший выпуск самолётов Су-2. П. О. Сухой был назначен главным конструктором завода.
За период с 1939 по 1949 г. в КБ, руководимом П. О. Сухим, были разработаны, изготовлены и испытаны более полутора десятков самолётов, обладавших отличными лётно-техническими характеристиками:
- опытный бронированный штурмовик Су-6 в одноместном и двухместном вариантах. За его создание в 1943 году, П. О. Сухой был удостоен Сталинской премии I степени
- опытный пушечный истребитель Су-1 (Су-3)
- опытный дальний двухместный бронированный штурмовик Су-8
- экспериментальный истребитель Су-5 и Су-7 с комбинированными силовыми установками
- реактивные истребители Су-9, Су-11, Су-13, Су-15, Су-17 (первые с этими названиями)
- реактивный бомбардировщик Су-10
- двухмоторный поршневой разведчик-корректировщик Су-12
Кроме вышеуказанных конструкций на базе бомбардировщика Ту-2 создаётся и запускается в серийное производство учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ-2, ведётся проектирование пассажирских и десантно-грузовых самолётов, реактивного штурмовика Су-14 и ряда других самолётов.
К сожалению, не один из этих самолётов, кроме самолёта Су-2, не производился серийно. Причины этого - сложные экономические условия военного времени и первых послевоенных лет, недоведённость двигателей.
14 ноября 1949 года решением правительства СССР ОКБ было ликвидировано. Достоверные основания данного решения не известны. После этого Павел Осипович становиться заместитем главного конструктора в КБ Туполева.
В мае 1953 года КБ было восстановлено, П. О. Сухой вновь становиться главным конструктором. С этого момента и начинается становление Сухого уже не как просто хорошего авиаконструктора конструктора, а как создателя коллектива конструкторского бюро способного создавать уникальные авиационные конструкции, которые получат признание не только в СССР, но и во всём мире. Руководимому им конструкторскому бюро было по силам создавать самолёты совершенно разных типов и назначения. Истребители, истребители-бомбардировщики, фронтовые бомбардировщики, штурмовики – это только то, что стало серийной продукцией. А ведь был еще абсолютно успешный проект ударного комплекса (ракетоносца) Т-4. К сожалению, этот уникальный самолёт так и не стали строить серийно, по причинам независящим от технической составляющей проекта.
После возрождения КБ Сухого, под руководством и при непосредственном участии Павла Осиповича были созданы и серийно производились:
- истребители-перехватчики Су-7, Су-9, Су-11, Су-15
- истребители-бомбардировщики Су-7Б, Су-17
- фронтовой бомбардировщик Су-24
- штурмовик Су-25
- истребитель Су-27
Павел Осипович был не только выдающимся авиаконструктором, но и организатором , руководителем. Малоизвестный факт - он первый из отечественных конструкторов внедрил в своем конструкторском бюро систему автоматизации процесса проектирования, предшественницу современных компьютеризированных цифровых систем проектирования. Также он смог создать систему преемственности, конструкторскую школу в своём КБ. Это позволило и после ухода из жизни Павла Осиповича Сухого конструкторскому бюро, носящему его имя, продолжать не просто успешно создавать новые, а создавать по прежнему лучшие и уникальные конструкции самолётов.