МиГ-31 - Властелин неба

МиГ-31 - Властелин неба

В мире современной военной авиации есть несколько этапных конструкций самолётов-истребителей. Часто они были созданы как ответ-противовес, примерно равный или несколько превосходящий по своим характеристикам, конструкции появившиеся у потенциального противника. Но среди них есть совершенно особый уникальный истребитель, который по большей части своих характеристик превосходит все истребители, предыдущих поколений, так одного с ним, четвертого поколения, а по части даже появляющиеся истребители пятого поколения. Этот непревзойденный шедевр конструкторской мысли - МиГ-31.

 Так как появился этот замечательный самолёт, почему не был создан раньше?

 Конец 60-х и 70-е годов ХХ века - золотой век авиации. Многообразие видов и типов летательных аппаратов, как и частота их появления, просто огромна. Главными игроками и законодателями в самолётостроении были, конечно, СССР и США. Однако к концу 70-х концепция выше, быстрее, дальше требовала коррекции. Например, появился новый вид воздушных целей крылатые ракеты, в авиации получила признание концепция низковысотного скоростного полёта с огибанием рельефа местности для прорыва ПВО противника. Все это требовало нового перехватчика, способного перехватывать различные воздушные цели практически любом диапазоне высот.

 Скорее всего, предвидя вышеупомянутый лавинообразный как количественный, так и качественный рост авиационной техники в конеце 60-х и 70-х годах ХХ века, в ОКБ им. Микояна ещё в середине 60-х годов ХХ века начались исследования в рамках разработки перспективного тяжёлого барражирующего перехватчика. Разработку его решено было производить на базе конструкции МиГ-25. Но это не должен был быть просто двухместный вариант МиГ-25. Предполагалось создать новый перехватчик способный обнаруживать и поражать цели в диапазоне высот от 100 метров до 30 км, с совершенно новым бортовым оборудованием и вооружением. К этому времени уровень производства бортового радиоэлектронного оборудования вышел на новый уровень, в последствии не только сравнявшись с лучшими зарубежными образцами, но и превзойдя их. Непосредственно проектирование началось в 1972 году под руководством генерального конструктора Р.А. Белякова.

 В качестве отправной точки в конструировании МиГ-25 был выбран неспроста. На конструкции МиГ-25 были отработанны решения позволяющие достичь устоявшегося скоростного сверхзвукового полёта с превышением более чем в два с половиной раза скорости звука, без сверхтрудоемких и дорогих затрат, как, например, на американском высотном стратегическом разведчике Локхид SR-71.

 Разработанные специально для МиГ-31 новые двухконтурные двигатели ДФ-30Ф были не только мощны, но более экономичны чем двигатели МиГ-25. Они обеспечили не только высокую скорость полёта, но и большую дальность и продолжительность полёта. Так же была установленная система дозаправки топливом воздухе, благодаря которой новый перехватчик мог находиться в воздухе настолько долго, насколько смог оставаться работоспособным экипаж.

 Крыло МиГ-31, в отличие от МиГ-25, имеет усиленную трёхлонжеронную конструкцию, снабжено наплывами в корневой части, улучшающими характеристики на больших углах атаки. Механизация крыла состоит из отклоняемых предкрылков, закрылков и элеронов расположенных вдоль всей задней кромки крыла.

 МиГ-31 уникален во всём. Например его шасси - основные стойки имеют сдвоенные колёса расположенные необычно - переднее колесо на каждой тележке сдвинуто внутрь от продольной оси основной опоры, а заднее - наружу. Такая конструкция уменьшает давление на грунт и при этом имеет компактную конструкцию для размещения в убранном положении в фюзеляже. Да, этот самолет взлётной массой свыше 40 тонн, способен штатно эксплуатироваться с грунтовых и ледовых аэродромов! Учитывая его способность дозаправляться в воздухе он с арктических полярных широт, в случае необходимости, может контролировать воздушное пространство около северных областей Северной Америки.

 Вернемся к описанию конструкции перехватчика МиГ-31. Главным элементом, от которого зависит эффективность, перехватчика является бортовая РЛС. Здесь МиГ-31 так же первый. Он первый серийный истребитель оснащенный РЛС с фазированной антенной решеткой. Даже в изначальном не модернизированном варианте РЛС СБИ-16 "Заслон" способна сопровождать до 10 целей одновременно и осуществлять одновременное наведение ракет на четыре из низ. Причем выполнять это как в воздухе так и на фоне поверхности земли. Дальность обнаружения целей класса бомбардировщик, самолёт ДРЛО - 120 км, истребитель - 90 км, и это в передней полусфере. Фазированая антенная решетка РЛС позволяет видеть и назад. Горизонтальный сектор обзора РЛС - 140 градусов, в части режимов он может достигать 240 градусов, что обеспечивает сканирование воздушного пространства как в передней, так и в задней полусферах. Дальность обнаружения целей в задней полусфере - класса бомбардировщик, самолёт ДРЛО - 120 км, истребитель - 70 км. Вертикальный сектор обзора +70/-60 градусов. И что важно бортовая РЛС МиГ-31 позволяет не только сканировать воздушное пространство в широких углах охвата, но и осуществлять наведение ракет на цели практически во всем секторе обзора.

 Так же уникальной способность которой, даже на сегодняшний день обладает только МиГ-31 - это автоматическая система защищенного обмена информацией как между однотипными МиГ-31, так с наземными командными пунктами. И это еще не предел способностей БРЭО МиГ-31 - он также может выступать в качестве воздушного командного пункта выдавая целеуказание другим типам истребителей.

 В следствии этого была разработана уникальная тактика патрулирования воздушного пространства звеном из четырех или даже восьми самолетов. Отряд из четырех МиГ -31 способен контролировать воздушное пространство шириной 600 км. Патрулирование в воздухе группой из нескольких МиГ-31 практически не оставляет шанса противнику не только на преодоление такого заслона, но и на противодействие ему. Для примера, один самолет ведёт активный поиск целей с помощью своей РЛС, по системе автоматической закрытой связи передает данные о цели другим или другому МиГ-31 идущему с выключенной на активное излучение РЛС и те, невидимые для противника, производят пуск с точки которую обнаружить противник не в состоянии.

 В дополнении к мощнейшей бортовой РЛС МиГ-31 оснащен теплопеленгатором способным обнаруживать цели в режиме молчания РЛС самолёта, для предотвращения его нежелательного обнаружения по излучению работающей РЛС.

 В настоящее время на крайней серийной модификации МиГ-31БМ установлена уже модернизированная РЛС и обновлено оборудование кабин летчика и штурмана оператора. Достоверно известно, что РЛС стала более помехозащищенной, установлены современные цифровые процессоры, в кабинах часть аналоговых индикаторов заменена на современные многофункциональные цветные индикаторы. По словам командования ВВС боевой потенциал модифицированных самолётов фактически удвоился.

 Вооружение МиГ-31. Самолет имеет в своем арсенале оружие для перехвата всех видов воздушных целей. Главным калибром являются управляемые ракеты большой дальности Р-33 оснащенные полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Ракеты в количестве четырех штук подвешиваются под фюзеляжом в полуутопленном положении. На подкрыльевых пилонах могут подвешиваться управляемые ракеты малой дальности Р-60. На самолетах модификации БМ количество подкрыльевых пилонов увеличено с двух до четырех. Есть вероятность что возможно применения новейших российских ракет средней дальности класса воздух-воздух Р-77.

 Наряду с ракетным вооружением на борту есть и авиационная шестиствольная пушка калибра 23 мм ГШ-6-23. Её присутствие на борту не должно вызывать удивления - часть воздушных целей возможно эффективно уничтожить только артиллерийским огнём. Например, винтовые самолёты, воздушные шары и метеозонды.

 Летные характеристики, за исключением маневренных качеств, по прежнему остаются недостижимы как для других истребителей четвертого поколения, так и, некоторые, даже для единственного на сегодняшний день серийного истребителя пятого поколения F-22. Вот всего несколько фактов, МиГ-31 в отличие от вышеупомянутых самолетов способен:

- выполнять длительный сверхзвуковой полёт, в том числе и со скоростью в два раза превышающей звуковую. Все современные истребители могут работать на сверхзвуке лишь достаточно непродолжительное время. Возможность находиться на сверхзвуковой скорости у МиГ-31 ограниченна лишь запасом топлива

- на средних и больших высотах МиГ-31 способен выходить на сверхзвуковую скорость без включения форсажных камер

- МиГ-31 способен превышать скорость звука не только в горизонтальном полете, но и в наборе высоты

- практический потолок достигаемый МиГ-31 это высота более 20 км

 МиГ-31 по настоящему самолёт-миротворец. За всю свою историю нахождения на службе, с начала 1983 года, ни разу самолёт не применял свои грозные возможности напрямую. Одного его появления было достаточно что бы не появлялось желания воздушных нарушителей посягать на воздушные границы СССР, а затем и России.

 Конечно, времена изменились, представить прямую военную агрессию на нашу страну можно лишь гипотетически, разведка сейчас в основном ведется с помощью космических спутников и практически вытеснила авиационную. Но, для примера, один лишь факт - многие авиационных эксперты сходятся во мнении - появление на вооружении МиГ-31 в начале 80-х годов ХХ века и одновременно снятие с эксплуатации американского высотного стратегического разведчика SR-71 не случайное совпадение. Локхид SR-71 также уникальный самолет способный летать со скоростью превышающей скорость звука в три раза, летавший на высоте тридцати километров и неуязвимый, на тот момент, ни для каких средств ПВО для МиГ-31 и его вооружения перестал был недосягаемым.

 Созданный в третьей четверти века ХХ-го, уникальный МиГ-31 и в ХХI веке по прежнему технически не устарел и актуален.