Приветствую Вас, уважаемые читатели! В новом 2020 году планирую сделать публикации в разделе колонка главного редактора ежемесячными. Выходить они будут в начале каждого месяца.
Январь сейчас в свою первую половину месяц праздничный - авиационных событий немного. Но так было не всегда - например свой первый полёт советский межконтинентальный пассажирский самолёт Ил-62 выполнил 2 января 1963 года. С этого события прошло уже 57 лет! Но самолёты Ил-62 по прежнему "на крыле" пусть и в очень небольшом количестве. Отрадно что они летают и в нашей стране.
Первый месяц года очень богат на первые полёты очень значимых самолётов. В новейшей истории таким является - первый полёт российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 ОКБ Сухого, который он выполнил 29 января 2010 года. Прошло десять лет и он уже запущен в серийное производство. Хотя первый его серийный экземпляр, к сожалению, потерян в результате аварии - повода для пессимизма нет. Не следует обращать внимание на большую часть критических замечаний, в том числе и в СМИ, по этому поводу. Всё это напоминает мягко говоря нежелание разобраться в освещаемом вопросе и сделать дешёвую сенсацию. Подобное уже анализировал в материале "Жажда сенсаций".
Происшествия, в том числе и с потерями - это нормальное явление при создании и освоении нового самолёта. При создании одного из самых значимых серийных самолетов ОКБ Сухого Су-24 в ходе летных испытаний были потеряны десять машин, часть вместе с летчиками-испытателями ОКБ Сухого - 13 человек, вспомним их: С.Лаврентьев, Н.Рухлядко, В.Кречетов, М.Юров, В.Волошин, Ю.Юмашев, В.Кузнецов, Л.Сорокин, А.Косарев, В.Кондратьев, А.Власов, В.Никитин, Г.Гридусов... В первые годы, после приняли на вооружение, показатель аварийности был также велик: 5-6 падений в год
Но в результате ВВС и морская авиация СССР получили уникальный по боевым возможностям самолет, способный наносить удары обычным и ядерным оружием в условиях противодействия сильной ПВО в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью. До массового поступления на вооружение Су-34 ему не было равных.
Вернемся к Су-57. За все время испытаний реально был потерян один самолёт (возгорание двигателей) и вот один при вводе в серийное производство. А многие, далёкие от авиации, авторы критических публикаций уже провозгласили чуть ли ни крах всей программы по Су-57. Так что с Су-57 всё хорошо! Кстати, потеря в воздухе самолёта и благополучное спасение летчика на практике подтвердили работоспособность системы спасения летчика. Это очень важно при освоении новой техники.
Ещё один новейший истребитель готовиться пополнить ряды военных самолётов ВВС России - это МиГ-35. Серийное производство уже началось, два самолёта переданы ВКС РФ. Конечно, это не истребитель пятого поколения. Но как показала практика потребность в таких глубоко переработанных самолётах класса 4++ очень велика. МиГ-35 способен выполнять сложные многоцелевые задачи в условиях непрерывно меняющейся обстановки над полем боя. Истребитель оснащен высокотехнологичным оборудованием, позволяющим летчику обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей на дистанции до 160 км. При необходимости он может одновременно поразить до 6 воздушных и четырех наземных целей. Уступая по ряду характеристик самолётам Су-35 и Су-30 он всё равно является современным боевым комплексом, с эксплутационной стоимостью меньше чем тяжелые истребители Сухого. Да, и концепцию, подтвержденную практикой, необходимости наличия в ВВС двух классов истребителей никто не отменял. Уже состоящий на вооружении МиГ-29К подтвердил целесообразность модернизации семейства МиГ-29 до уровня поколения 4++. В экспортном плане потенциал данного самолёта так же велик. Он может составить серьезную конкуренцию в классе легких истребителей даже истребителю пятого поколения Ф-35.
Продолжаются испытания нового транспортного самолета Ил-112. Не всё идет гладко, но выбора нет. Ан-26 и Ан-12 необходима замена.
Но не только военное авиастроение развивается в России.Ещё один самолёт марки Ил начинает свой путь в небо. 29 декабря 2019 г. на аэродроме Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова в Жуковском состоялась выкатка первого опытного пассажирского самолёта Ил-114-300. Конструкция, конечно, не нова, но в свое время лишь распад СССР помешал ей стать достойным преемником Ан-24.
В конце декабря 2019 года поднялся в воздух третий летный экземпляр вертолета Ка-62. Разработан он был на основе Ка-60, который так и не стал серийным, и является его развитием путём глубокой доработки.
Гражданский многоцелевой вертолет Ка-62 предназначен для перевозки пассажиров, экстренной медицинской помощи, транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, патрулирования и экологического мониторинга. Благодаря большой высоте практического потолка и тяговооруженности двигателей Ка-62 также может осуществлять поисково-спасательные и эвакуационные работы в горных районах.
Министерство обороны также проявляет интерес к данному вертолёту. Время покажет будет ли его военная модификация. Скорее всего а авиацию МЧС он точно поступит. А пока серийное производство гражданской многоцелевого вертолета Ка-62 планируется начать в 2020 году.
Этим проектом конструкторское бюро Камова ещё раз показало своё высочайший класс и способность создавать вертолеты разных схем.
И, в конце декабря день рождения у генерального конструктора ОАО Камов Сергея Викторовича Михеева. Один раз довелось беседовать с ним - удивительный человек! Конструктор уровня великих предшественников Камова и Миля.
Милевцы в этом году также начинают производство своего новейшего вертолёта Ми-38. Министерство обороны уже получило два вертолёта, на очереди и гражданские заказы.
Вступление в строй новых самолётов и вертолетов это всегда прекрасно! Но немного грустно когда уходят из эксплуатации после долгих лет службы заслуженные самолёты.
После 38 лет службы в ВВС Индии сняты с вооружения истребители-бомбардировщики МиГ-27. В ВВС Индии он был основным ударным самолётом в том числе являлся носителем ядерного оружия. 30-мм шестиствольная пушка, мощный комплекс управляемого оружия, высокая скорость (в том числе на малых высотах), большая дальность - всё это не раз помогало индийцам в военных действиях, например в Каргильском конфликте.
К сожалению этот замечательный самолёт оказался у нас недооцененным и быстро был снят с вооружения.
Также на заслуженный отдых в ещё одних ВВС отправятся знамениты истребители Ф-4 "Фантом" В 2020 году ВВС Японии планируют их замену истребителями пятого поколения Ф-35.
Стал прошедший 2019 год не самым радостным в истории ещё одного прекрасного летательного аппарата самого большого пассажирского авиалайнера в истории - А-380. Принято решение о прекращении его серийного производства. В 2021 году Airbus поставит заказчику последний самолет из серии.
Итак 2020 год уже наступил! Уверен, в авиационной и смежных отраслях нас ждёт много интересных событий, которые будут освещены и на страницах нашего журнала.