Колонка главного редактора - февраль 2020

Колонка главного редактора - февраль 2020

Вот и наступил второй месяц текущего 2020 года. Не смотря на праздничность части дней в январе, начало года выдалось весьма насыщенным на авиационные и смежные события как у нас в России, так и за рубежами нашего отечества.

В первый месяц 2020 года произошло трагическое событие - катастрофа украинского пассажирского Боинга 737 при взлёте из аэропорта имени Имама Хомейни в Иране.

 Точную причину, скорее всего мы узнаем не скоро. Но велика вероятность, что без внешнего воздействия могло не обойтись. Слишком много взаимоисключающих интересов сосредоточено на Ближнем Востоке - так я хотел написать ещё до подтверждения факта ошибочного уничтожения гражданского авиалайнера средствам ПВО.

  Однако, надо отдать должное руководству вооруженных сил Ирана и его руководству - они очень быстро признали ошибку расчета ПВО приведшую к трагедии. Не профиль нашего издания - политика, поэтому рассуждений о правоте или вине в этом и подобных случаях делать не буду. Только отмечу, что подобные случаи, к сожалению, были в новейшей истории и до эпохи гибридных войн. Напомню одну из них. 3 июля 1988 года ракетой выпущенной американским крейсером "Винсеенс", находившимся в иранских территориальных водах, был сбит иранский пассажирский самолёт. Командир американского крейсера нарушивший иранские территориальные воды принял его за военный атакующий самолёт.

 Так что авиакомпаниям, скорее всего, необходимо самим быстро, в режиме реального времени, принимать решение об отмене рейсов в неспокойных регионах, основываясь на обстановке в них и не дожидаясь рекомендаций международных организаций. Другого пути к недопущению повторения подобных трагедий не видно.

 Но авиационная жизнь продолжается, перейдем к другим событиям. В январе и  феврале 2020 года ВВС Финляндии  проводят HX Challenge testing Fighter Programme - первый этап по окончательному выбору нового истребителя для финских военно-воздушных сил.

  В качестве кандидатов для замены F/A-18C Hornet будут рассмотрены:

 - Eurofighter Typhoon

 - Dassault Rafale

 - Saab Gripen 29

 - Lockheed Martin F-35

 - Boeing F/A-18 Super Hornet

С начала программы Fighter Programme HX Finland количество рассматриваемых самолётов кандидатов для замены  F/A-18C Hornet выросло. Поэтому выйдет вторая часть публикации  Будущий истребитель ВВС Финляндии.

Истребитель пятого поколения F-35 получает все большее распространение. Американцы активно продвигают его на рынке авиационных вооружений. Кроме упоминавшейся выше Финляндии к F-35 присматривается Индия.

 На данный момент Нью-Дели рассматривает американский F-16 и шведский JAS 39 Gripen (Гриппен). Но, как пишет Times of India, Минобороны страны постоянно меняет свои планы. К тому же F-16 и Гриппен явно устаревающие типы, особенно F-16, почти исчерпавшие возможности для дальнейшей модернизации.

Индийским ВВС остро необходим истребитель пятого поколения - хотя большой военной напряжённости на полуострове Индостан сейчас нет, но рядом большой сосед Китай, который все больше укрепляет свои вооруженные силы, в том числе и ВВС. Да и про неурегулированность полностью спорных вопросов с Пакистаном не следует забывать.

 Вопрос о покупке российского Су-57 индийцами рассматривается всё меньше. В этом решении больше политической составляющей, а не технической, как стараются представить индийцы. Поэтому реальной альтернативой закупкам Су-57 может стать покупка Ф-35. Такую точку зрения высказал журнал The National Interest, основываясь на последних сообщениях в индийской прессе. Правда, вероятность этого примерно 50 на 50.

 Военные промышленники из США очень заинтересованы в расширении закупок Ф-35, это даст возможность удешевить производство. А вот политики США скорее всего могут не дать добро на контракт. Слишком много российского производства вооружения состоит в армии Дели. С другой стороны Индия не Турция, геополитическая обстановка отличается. Напомню, поставки Ф-35 Турции сейчас под большим вопросом из-за закупки ими российских систем ПВО. Так вот, с другой стороны поставки Ф-35 значительно могут усилить вооруженные силы Индии для противовеса Китаю.

 Однако, есть ещё один аспект, про который не упоминает никто - в последнее десятилетие ВВС Индии стали очень слабыми эксплуатантами.  С самолётами, которые у всех летают без проблем, в ВВС Индии часто большие технические проблемы,  приводящие к авиационным происшествиям. Возможно, объяснение в слабой подготовке технического и лётного состава. Новая техника гораздо сложнее предыдущей, с которой как раз такого уровня аварийности не было.

 Ещё одна страна стоит сейчас на пороге обновления техники своих ВВС - это Иран. Имеющиеся сейчас на вооружение самолёты советского и американского производства уже устарели. Учитывая напряжённую ситуацию в этом регионе и то, что Иран старается играть в нём одну из ключевых ролей, то ему следует привести свои ВВС в современное состояние. Так как отношения Ирана с со всеми ведущими западными странами-производителями современной авиационной техники достаточно напряжённые, то выбора для закупок у него не много. Это Россия или Китай. С китайскими изделиями все очень непросто. Реально самолётов своей конструкции мирового уровня у них нет, потому брать разработки среднего уровня не смысла. Остаётся Россия. Здесь Ирану будет из чего выбрать. Если понадобится, можно заменить хоть весь парк своих ВВС. На замену тяжёлым истребителям F-14 и F-4 подойдут Су-35 или Су-30. Для замены лёгких МиГ-29 ранних серий выпуска и F-5 подойдут МиГ-35. В ударной авиации на смену Су-22 и Су-24 можно закупить Су-34.

 Конечно, нужно быть реалистами и такой сценарий глобального обновления ВВС Ирана вряд ли будет. Но вот пошедший в серию МиГ-35 имеет хорошие шансы стать экспортно успешным самолётом. Он не так дорог как Су-30 и Су-35 как при покупке, так и при эксплуатации, гораздо маневреннее, чем крайние перетяжеленные блоки истребителя F-16, так же широко предлагаемого для покупок странам с небольшими военными бюджетами.

Снова вернёмся к гражданскому "воздухоплаванию". Первый летный опытный образец модернизированного пассажирского лайнера Ил-96-400М передали в цех окончательной сборки. Об этом сообщает пресс-служба ПАО «Ил».

 - "Первый летный опытный образец самолета Ил-96-400М передан в цех окончательной сборки. В настоящее время завершена стыковка фюзеляжа и консолей крыла. На следующем этапе предстоит монтаж систем управления воздушным судном и установка интерьера», - говорится в сообщении.

 Опытный образец планируется изготовить к концу 2020 года, после чего самолет будет передан для наземных и летных испытаний. Очень отрадная новость. Хочется думать, что серийное производство Ил-96, пусть и в небольшом количестве будут возобновлено. Большой стране нужен большой самолёт и обязательно своей конструкции. Технологию постройки таких воздушных судов нельзя утрачивать. А совместному российско-китайскому проекту CR 929, совместное проектирование и постройка широкофюзеляжного самолёта, надо ещё быть реализованным. Не все там гладко. Да и нужен ли он нам? Потребность китайского рынка в широкофюзеляжных самолетах в ближайшие 20 лет оценивается примерно в 1200 шт., российского – всего от 50 до 120. И зачем тогда создавать что то новое? Вполне хватит и конструкционного задела Ил-96. Особенно если российские двигателестроители создадут современный двигатель для гражданских и транспортных реактивных самолётов. Да и в военной авиации конструкция Ил-96 явно не оценена по достоинству. Самолёт заправщик и самолёт ДРЛО на основе его планера Ил-96, возможно, могли бы получиться более функциональнее, чем на базе Ил-76.

 И, весьма неожиданно, появилось заявление о планировании в ближайшем будущем построить для российского ВМФ  большие десантные вертолетоносцы. По словам главнокомандующего Военно-морским флотом  России адмирала Николая Евменова, их заложат на заводе "Залив" в Крыму в канун 9 Мая, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 Какие либо подробности пока неизвестны. Проектированием большого десантного вертолетоносца займётся Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (входит в судостроительную корпорацию "Ак Барс", СКАБ).  Что именно будут строить зеленодольцы, пока неизвестно. Ни на одной выставке вооружений и техники на их стендах не стояло моделей кораблей размером больше "Гепарда" (его водоизмещение - до 2 тыс. т). Хотя сегодня фирма строит для Минобороны и танкеры.

 Выскажу предположение - большие десантные вертолетоносцы будут явно заменой несостоявшемся поставкам французских больших десантных вертолетоносцев типа "Мистраль" и скорее всего проект будет основан на их технической документации, которая скорее всего осталась у российской стороны. При этом вряд ли это будет прямое копирование - скорее всего постройка будет вестись на основе концепции с учётом потребностей наших ВМФ не учтённых в проекте "Мистраль". В частности это усиление ледового класса и возможности эксплуатации в условиях заполярного севера.

 В связи с постройкой больших десантных вертолетоносцев возникает вопрос - это первый шаг к созданию полноценного отечественного авианосца или наоборот шаг в сторону от реализации данного проекта? Время покажет. 

Итак, как и прогнозировал - 2020 год уже преподносит интересные события в авиационной и смежных отраслях.

Реклама
Обновления
Реклама