Колонка главного редактора - март 2020

Колонка главного редактора - март 2020

 Второй месяц текущего года не преподнес неожиданностей и громких новостей в области авиации. Однако, акцентирую внимание на нескольких интересных и значимых, на мой взгляд, событиях, в авиационной области, как в отечестве, так и за его рубежами.

 

14 февраля поднялся в воздух первый самолет-амфибия Бе-200ПС, предназначенный для Минобороны РФ. Он будет передан заказчику после испытаний. Военный вариант самолёта-амфибии Бе-200 станет новым типом самолёта в морской авиации России. Бе-200ПС предназначен для поиска и спасения на воде, санитарных и грузовых перевозок. Бе-200 имеет возможность взлета и посадки как на сушу, так и на воду. По имеющимся данным всего запланирована поставка трёх самолётов для морской авиации России.

 Принятие на вооружение авиации ВМФ России Бе-200ПС должно было произойти гораздо раньше нынешнего года. Но по различным причинам (озвученным как экономическо-организационные) этого не произошло. И вот первый Бе-200 для авиации ВМФ России выпушен и проходит заводские испытания пред передачей морским авиаторам. Всего запланирован выпуск трёх самолётов. Изначально запланированное количество сокращенно почти в два раза. Возникает вопрос - почему столь небольшая серия? Выскажу предположение, что Бе-200 необходим авиации ВМФ России для поддержания опыта эксплуатации самолетов класса амфибия. Ветеранам Бе-12 уже достаточно много лет, правда есть информация, что оставшиеся в строю самолёты пройдут капитальный ремонт и модернизацию, но это не сделает их по настоящему новыми и современными. А класс самолётов-амфибий, в такой стране как Россия, авиации ВМФ необходим. Конечно, для открытого моря и океанских просторов уровень Бе-200 не соответствует. С другой стороны возрождение класса больших океанских самолётов-амфибий сейчас, по ряду причин, не совсем первоочередная задача и поэтому для подержания опыта эксплуатации самолётов-амфибий Бе-200 как раз очень подходит.

 

 Ульяновское самолетостроительное предприятие АО «Авиастар-СП» завершило работы по изготовлению очередной партии агрегатов для серийных авиалайнеров МС-21.Подготовлены  к отгрузке на Иркутский авиационный завод панели фюзеляжа. На финальной стадии сборки находится следующая партия агрегатов.

 «Авиастар-СП» является крупнейшим кооперантом ПАО «Корпорация «Иркут» по программе МС-21. В цехах предприятия изготавливаются комплекты панелей на отсеки фюзеляжа, все двери и хвостовое оперение.

 Отрадно видеть, что программа создания полностью отечественного современного реактивного пассажирского авиалайнера не теряет оборотов. Достаточно недружелюбное отношение в политико-экономическом плане наших вчерашних партнёров доказывает правильность и необходимость создания современного реактивного пассажирского авиалайнера полностью из узлов и комплектующих сделанных в России.

 

 У наших соседей финнов продолжается активная фаза HX Challenge testing Fighter Programme - первого этапа по окончательному выбору нового истребителя для финских военно-воздушных сил. Контракт по поставке истребителей для финской республики, конечно, не самый большой. Но и за него разворачивается серьезная борьба. Помимо экономическиой прибыли победитель получит и мощную репутационную  победу. А на рынке вооружений это всегда являлось хорошим подспорьем для заключения новых контрактов. Уже показали свои образцы: европейский консорциум Alenia Aeronautica, BAE Systems и EADS с истребителем Еврофайтер, шведы с истребителем Гриппен и французы с истребителем Рафаль. Сейчас прибыл первый большой "десант" из за океана - свероамериканские истребители F-35. За ними должен быть второй с истребителями СуперХорнет. Посмотрим, кто больше понравиться прагматичным финнам. 

 

 Вернёмся к нашим отечественным новостям.  Стало известно о возможности оснащения Ми-28НМ авиационными ракетами Р-74М  класса «воздух–воздух». Они позиционируются как средство борьбы с современными истребителями. Во всяком случае так пишут отдельные издания. По меньшей мере, очень спорное решение. Не в первый раз в истории военных вертолетов возникает такая идея. Американские ударные вертолёты Белл AH-1 Кобра уже оснащались ракетами класса «воздух–воздух» для возможность атак по воздушным целям. Какой либо реальной пользы это не принесло. История военной авиации знает единственный успешный бой вертолёта против реактивного самолёта - Ми-24 сбил F-4. Причём F-4 был уничтожен противотанковой управляемой ракетой. Во всех же воздушных боях между вертолетами, а это тоже очень нечастые случаи, в основном использовалось артиллерийское вооружение и уже упомянутые противотанковые управляемые ракеты. Допустить, что в нынешних вооруженных конфликтах современный многоцелевой истребитель будет активно действовать на малых и сверхмалых высотах мягко говоря не очень разумное предположение. Учитывая довольно ограниченный радиус действия ракеты ближнего боя Р-74 и двухкратную разницу в скорости между современными вертолётами и даже реактивными штурмовиками оснащение подобным вооружением современных боевых вертолетов вряд ли имеет смысл. Плюс авиационные ракеты класса «воздух–воздух», в сравнении с обычным вооружением вертолета, достаточно требовательны к условиям эксплуатации и хранения.

 

 Весна, а затем лето, в плане боевой подготовки в военной авиации, время активных учений и тренировок. Увеличивается световой день, улучшаются погодные условия - всё это способствует для тренировок по боевой подготовке и освоению техники. Не отстает в плане активизации после зимы и гражданская авиация - увеличивается пассажиропоток, возобновляются маршруты "летнего" расписания, появляются новые, вводятся в эксплуатацию новые типы самолётов. Всё это будет давать хороший материал для публикаций в нашем издании. Читайте нас - будет интересно!