Колонка главного редактора - сентябрь 2020

Колонка главного редактора - сентябрь 2020

 Как гласит пословица – «Цыплят по осени считают». Осень 2020 года уже пришла и можно сделать новый ежемесячный анализ авиационных новостей и событий.

 Начну с новостей военной авиации Китая. Китай прочно вошёл в тройку ведущих в военной авиации стран в мире. И как эксплантат, а также как производитель. Современная китайская тенденция в области конструирования военных летательных аппаратов выражается в следующем – проверенные временем конструкции копируем и производим с применением современных технологий, при этом пробуем создавать собственные, особенно когда речь заходит о тех направлениях в авиации, в которых образцов для копирования ждать неприемлемо. Подход очень логичный и правильный. Как раз в августе подтверждением этому выводу стал состоявшийся 29 августа первый полёт китайского палубного самолёта ДРЛО и управления Kj-600. 

 Внешне китайский летающий радар очень напоминает американский самолет-разведчик E-2 Hawkeye.  Летные характеристики его ещё не известны, но, учитывая достаточно известную конструкцию они будут на уровне оригинала, а вот бортовое радиоэлектронное оборудование будет скорее всего даже мощнее. Предполагается, что самолёт будет оснащён радаром с активной фазированной антенной решеткой (АФАР).

 Фактом, подтверждающим второе направление в области конструирования военных летательных аппаратов в Китае, стало появление двухместной модификации истребителя 5 поколения J-20. Таким образом Китай стал первой и пока единственной страной в мире создавшей двухместный истребитель 5 поколения.

 Налицо вступление китайской военной авиационной промышленности в свой «золотой век» - создание и серийное производство летательных аппаратов для военной авиации разных типов и в большом количестве.

 Производство летательных аппаратов на основе конструкций, которые разработаны достаточно давно и отлично себя зарекомендовавших за долгие годы – это разумный и правильный подход. В аэродинамике и конструкции классических летательных аппаратов тяжелее воздуха в ближайшие десять-пятнадцать вряд ли стоит ожидать чего-то кардинально нового. Даже то, что уже создано в конце ХХ - начале ХХI века, часто оказывается очень дорогим и избыточным по своим характеристикам для современных практических военных необходимостей (боевых действий). В массе своей по-прежнему востребованы относительно простые и недорогие решения. Тем более, что эффективность и возможности многих уже ставших классическими конструкций летательных аппаратов повышается многократно благодаря установке новых силовых установок и современного бортового радиоэлектронного оборудования. Яркий этому пример начало серийного производства новейшей модификации боевой вертолёт Ми-24 – Ми-35П. В отличии от Ми-35М он полностью сохранил аэродинамическую схему классического Ми-24 – длинное крыло и убирающееся шасси. Установленное на нём новое современное бортовое радиоэлектронного оборудование, двигатели и трансмиссия позволили ему значительно повысить его боевые и летные характеристики. Для тех случаев где возможности современных российских вертолётов Ка-52 и Ми-28 избыточны, а также для стран, которые не могут позволить или им не нужно обладание современными ударными боевыми вертолётами этот вертолёт подходит идеально.

 Теперь снова вернёмся к новостям зарубежной авиации – официально представлен самолет Celera 500L. Эта конструкция и проект может стать если революцией в области всей гражданской авиации, как заявляют создатели, то вполне новым развитием в отдельных её направлениях.   Celera 500L это название и проект коммерческого самолета с повышенными характеристиками экономичности. Они достигаются за счет особого аэродинамического облика, обеспечивающего ламинарное обтекание и сокращающего сопротивление воздуха. Проект и самолёт очень интересны – об этом будет отдельная подробная публикация в нашем журнале.  

 Ещё об одном событии в области мировой авиации нельзя пройти мимо. До сих пор оно остаётся в тени большинства современных масс-медиа, даже специализирующихся в области авиации. В этом году юбилей у фирмы Bell Helicopter одного из лучших и авторитетных в мире и ведущего американского производителя вертолётов и винтокрылов. Основанной в далёком 1935 году Bell Helicopter исполнилось 85 лет! Подробнее этому событию в нашем журнале будет посвящена отдельная публикация.