Колонка главного редактора, октябрь 2020

Колонка главного редактора, октябрь 2020

 В начале, традиционной для начинающегося месяца колонке, хочу сделать акцент на имеющихся в современном информационном пространстве, часто негативных тенденций в освещении различных авиационных событий и новостей. О похожем упоминал в материале Жажда cенсаций.  Однако, пока будут не искренны подобные экспертные мнения, буду говорить об этом.


 Итак, инцедент в результате которого потерпел аварию один из многофункциональных истребителей ВВС России. Что это было по версии 90% публикаций? Скажу мягко - нелепость, хотя обычно "эксперты" авиации применяют более радикальные слова. А что было на самом деле? Лучше и объективнее всего ответить словами североамериканских авиационных специалистов. Их заподозрить в черезмерной расположенности к нашей стране трудно. Итак. что они сказали? В общем-то рядовой случай. Нет, не нормальный, но рядовой. Тренировки и учения в условиях максимально приближенных к боевым, в том числе с использованием боевого вооружения всегда содержат в себе риск. Но без этого никуда, нет действительно настоящей подготовки. Во время всех крупных учений, особенно с применением боевых боеприпасов, закладыватся определенный процент потерь в личном составе и технике. Он не всегда присутствует, но всегда вероятен. Это плохо? Нет, это данность. Только на штабных картах, в учебных классах и тренажёрах овладеть мастерством владения и применения военной техники невозможно. И как раз нашим заокеанским "партнерам" это известно лучше многих экспертов-пацифистов. Их знаменитая школа обучения летчиков в условиях максимально приближенных к боевым действиям Топ Ган, масштабные учения Красный Флаг - они возникли на фоне недооценки противника для исправления ситуации с неудовлетворительной реальной боевой подготовкой и для предотвращения возникновения подобной ситуации. Во время этих учений реальные потери, часто не только самолётов, а иногда и летчиков, имеются. Но, повторю, только так приобретается бесценный опыт, который позволяет сократить до минимума потери в реальных боевых действиях.


 И, положительные моменты в произошедшем случае с нашим российскими истребителями - испытаны в реальных боевых действий средства спасения экипажа летательного аппарата и эффективность бортового вооружения.


Теперь, снова вернёмся к США, к их авиационной тематике. В сентябре было сделано официальное заявление о практическом создании летящего прототипа истребителя шестого поколения. Интересное и очень смелое заявление. Оно было сделано в лучших, без кавычек, традициях секретности времён холодной войны. И скорее всего это правильно, особенно если речь идёт о действительно о предсерийном прототипе. Второй вопрос - возможно ли было создать что то подобное? Безусловно, возможно. Хотя авиационная конструкторская школа в США в новейшей истории находится не в лучшем состоянии, однако общий научный и технический опыт, потенциал по прежнему огромны. Косвенно это подтверждает успешное создание многоразовой космической системы Спэйс Драгон.


 Заявление о постройке каждый 10-15 лет нового поколения истребителей и широкого спектра модификаций стоит оценивать более критично. Объем проектирования и затраты на производство действительно новых военных самолётов сейчас очень велики, если не сказать гигантские. Так что а мой взгляд сейчас идёт речь о созданном прототипе определенной платформы истребителя шестого поколения, на основе которого и будет основана концепция создания большого количества модификаций нового истребителя.