Новости

Колонка главного редактора - апрель 2016

Колонка главного редактора - апрель 2016

Апрель, месяц в году особенный и не только в авиационном календаре. В апреле родились многие великие личности, положительные они или отрицательные вопрос другой, но то что неординарные точно. Однако, вернёмся к нашей профильной дисциплине авиации. В апреле 2016 также произошло несколько весьма знаковых событий в авиационной сфере.

16 апреля выступая на третьем съезде авиапроизводителей России заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в своем выступлении отметил, помимо многих, бесспорно, значимых задач, следующее «в ближайшее время нам с вами придется серьезно поработать над перспективным авиационным комплексом, я имею в виду сверхтяжелый транспортный самолет. Нам придется думать с вами, как создать в интересах, прежде всего, Минобороны, да и гражданского рынка востребованный самолет»,сказал Юрий Борисов и выразил уверенность, что «авиастроители способны это сделать». (c)mil.ru
Это очень знаковое заявление, хочется верить, что оно будет реализовано, хотя, очевидно, и не в ближайшей временной перспективе. Ведь путь от проектирования до начала постройки серийных самолётов составит как минимум десять лет. Но хорошо и радует, что есть понимание в создании именно нового сверхтяжёлого транспортного самолёта. Кстати он найдёт свое применение не только в военной авиации.
Предпосылки для создания именно нового сверхтяжёлого транспортного самолёта сложились уже очень давно, а кризис в отношениях с Украиной окончательно убедил в немедленном начале реализации такого проекта. Дело в том что несмотря на то, что сейчас на вооружении российской армии есть даже два сверхтяжёлых транспортника (Ан-22 и Ан-124), но вопрос с ними стоит очень остро. Фактически они есть, но реально боеспособны только Ан-124 "Руслан", да и то не весь их парк. Вопрос в их общесоюзном, со времён СССР, прошлом. Запчасти, в основном это касается двигателей обоих самолётов, независимо от Украины в России производить так и не стали. В следствии зависимость от иностранного поставщика, причём по важнейшим компонентам.
Но история с нероссийским происхождением части комплектующих на вышеуказанные самолеты заставила, как мне представляется, в министерстве обороны РФ задуматься о том, что морально и технически эти очень хорошие самолёты все же устарели. Для примера феноменальная грузоподъемность в 120 тонн Ан-124 "Руслан" ограничена небольшой его дальностью полета с таким грузом, всего 7500 км. Учитывая отсутствие возможности реальной дозаправки в воздухе это сильно ограничивает его возможности. К сожалению модифицированные Ил-76 не смогут заменить Ан-124 даже при перемещении части грузов, фюзеляж Ил-76 довольно узок, а поэтому в дополнении к решению о создании нового сверхтяжёлого транспортного самолёта, на повестку дня выходит и создание современного транспортного самолёта меньших размеров, аналога американского С-17, для министерства обороны РФ.
История доступного, недорого многоцелевого пятого поколения истребителя Ф-35 с самого начала не пошла гладко. Причиной этому много факторов, в основном технического плана, это тема для отдельного разговора, но вот в апреле 2016 появился еще одна причина по которой Ф-35 уже никогда не станет монополистом рынка легких многоцелевых истребителей пятого поколения. Ещё одна страна решила развивать независимое конструирование собственных военных истребителей пятого поколения. И далеко не на бумаге. 22 апреля в Японии выполнил первый полет Mitsubishi X-2 Shinshin прототип истребитель пятого поколения собственной конструкции. Конечно, до полноценной боевой машины ему еще далеко, но факт есть факт - даже давние и проверенные сателлиты США стараются в сфере авиационных вооружений дистанцироваться от США. И причиной тому не сколько политические разногласия, а больше экономически-технические недостатки предлагаемой авиационной техники.
В завершении упомяну еще один интереснейший авиационный проект апреля 2016 года. 21 апреля, почти после годичного перерыва вызванного техническими проблемами возобновил кругосветный перелет самолет Solar Impulse, использующий в качестве топлива электроэнергию вырабатываемую солнечными батареями расположенными на верхней части крыла самолёта.